Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение, величина предложения, закон предложения, эластичность предложения

Другая сторона рыночного механизма, за которой стоит продавец – это предложение.

Предложение – это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема и структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.

В настоящее время в предложение принято включать следующие пять групп товаров (услуг): 1) сырье (ресурсы); 2) товары производственного назначения (оборудование и т.п.); 3) труд (наемный); 4) капитал (производительный и денежный); 5) товары потребительского назначения, в том числе: а) изделия длительного пользования, б) изделия краткосрочного пользования, в) услуги.

Состав предложения постоянно меняется, включая новые товары (информация, лицензии, патенты, ноу-хау и т.п.), порождая свой локальный рынок.

Величина (объем) предложения – это количество данного товара, которое способен произвести и продать на рынке данный субъект (продавец) в единицу времени при определенных условиях.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов: Qs = f (Ра, Рв, …, Рz, К, Т, N, В), где Ра – цена на данный исследуемый товар; Рв, …, Рz – цены на другие товары, связанные с данным и цены на ресурсы, с помощью которых производится данный товар; К – характер применяемой технологии; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов данного товара; В – прочие факторы (например, природные условия).

Если все перечисленные факторы, кроме первого – цены на данный товар, принять как неизменные, то функция кривой предложения будет выглядеть так: Qs = f (Ра). Графически это может быть представлено следующим образом.

 

 

На данном графике Р – это цена предложения на данный товар, Q – количество (объем) продаваемого товара, S – (от английского слова Supply) предложение. Под воздействием изменение цены на данный товар происходит движение вдоль кривой предложения, то есть говорят, что изменяется величина предложения.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой еще готов продать продавец свой товар, покрывая издержки производства.

Закон предложения: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения цены на данный товар. Повышение цены стимулирует рост величины предложения.

Следует различать величину предложения и «само предложение». Само предложение, изменяясь, приводит к сдвигу всей кривой предложения. То есть на предложение влияют так называемые «неценовые детерминанты». Это те факторы, которые раньше принимались нами за постоянные:

ü Новая (устаревшая) технология,

ü изменяющиеся налоги и субсидии,

ü изменяется количество продавцов,

ü степень монополизации производства и рынка,

ü уровень конкуренции на рынке,

ü ожидания продавца и т.д.

Кроме того, в рыночной экономике связь производства и потребления опосредована специфической отраслью – торговлей, имеющей свои экономические интересы. Поэтому на предложение данного товара оказывает воздействие и политика торговых агентов.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены на один процентный пункт характеризует эластичность предложения по цене. Количественно измерить эластичность предложения по цене можно с помощью коэффициента эластичности предложения:

Ерs = (Процентное изменение S): (Процентное изменение Р), где Ерs – коэффициент эластичности предложения. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Это абсолютно неэластичное предложение. Другая крайность – абсолютно эластичное предложение (когда кривая предложения горизонтальна и Ерs = - ∞). Можно выделить и еще некоторые виды эластичности предложения, изображенные ниже:

Р Р

               
   
   
 
 
     
 
 

 

 


Q Q Q

Рис. 4. Относительно эластичное Рис.5 Единичная эластичность Рис. 6. Неэластичное S

предложение 1< Ерs<∞

 

Факторы, определяющие эластичность предложения:

1) способность товара к длительному хранению и стоимость самого хранения. Если товар не может долго храниться или стоимость хранения высока, то данный товар имеет низкую эластичность предложения.

2) Особенности производственного процесса. Если производитель может переключиться на производство другого товара при понижении цены на данный, то в таком случае говорят, что предложение эластично.

3) Фактор времени. Если производитель не может мгновенно реагировать на расширение или сокращение производства, то такое предложение менее эластично.

Так же как спрос ограничен платежным потенциалом покупателя, предложение ограничено ресурсным потенциалом производителя. А потому он на рынке ищет оптимальную цену. Оптимальная цена предложения есть сумма денежных затрат производителя в оптимальном варианте использования производственных ресурсов. На самом деле ситуация на рынке постоянно меняется. Говорят, что изменилась рыночная конъюнктура. Экономическая конъюнктура – это ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период времени. Различают четыре типа конъюнктуры рынка: 1. Повышательная конъюнктура; 2. Высокая; 3. Понижательная; 4. Низкая. Первые две отражают рынок продавца, то есть спрос превышает предложение и идет устойчивый объем реализации при достаточно высоких ценах. Третий и четвертый тип отражают рынок покупателя и ситуация на рынке противоположна. Тем самым, благоприятнее, когда на рынке данного товара сложится равновесие, удовлетворяющее интересам как продавца так и покупателя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос, величина спроса, закон спроса, эластичность спроса | Рыночное равновесие (частичное или частное)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.