Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие (частичное или частное)

Кривые спроса и предложения делят все товарное пространство на четыре основные зоны. На графике это выглядит следующим образом.

D
S
 
Р

 
 

 


Q

Рис. 7. Формирование рыночного равновесия на данный товар

На представленном графике черточки показывают цены спроса и цены предложения. 1-я зона из представленного товарного пространства свидетельствует, что здесь возможны продажи (цена предложения присутствует), но нет покупок (с точки зрения покупателя цена выше цены спроса). 2-я зона – «мертвая зона», здесь нет ни продавца, желающего продать, ни покупателя, желающего купить. 3-я зона – зона возможных покупок и невозможных продаж (продавцы оказываются в убытке). Наконец, 4-я зона – зона одновременной возможности покупок и продаж (зона возможной конъюнктуры рынка). Все точки этого ограниченного пространства означают возможные сделки. Следовательно все точки зоны №4 – это равновесные состояния.

Однако это скорее неустойчивое равновесие. Оно постоянно меняется в рамках данной зоны, ибо продавец и покупатель здесь постоянно меняют свои цены. Состоянием неустойчивого равновесия называется такое, в котором система при отсутствии изменений ее внутренней структуры и исходных условий может существовать бесконечно, но из которого она выйдет при малейшем толчке.

Стабильным равновесием называется то, которое, будучи нарушенным, возвращается в исходное состояние. Устойчивость рыночного равновесия рассматривается в зависимости от времени. Это может быть глобальная устойчивость или локальная, со взрывными колебаниями или затухающими колебаниями вокруг одной цены.

Механизм формирования устойчивого равновесия в экономической литературе объясняется по-разному.

Равновесие по Вальрасу.

Избыток предложения означает конкуренцию производителей, а значит оказывает давление на цену вниз Избыток спроса – это конкуренция покупателей, которая давит на цену вверх. Точка пересечения кривых спроса и предложения дает равновесный объем при данном уровне равновесной цены: Qd = QsЕ).

 

 

       
   
 
 
8. Равновесие по Вальрасу

 


Механизм равновесия по А. Маршаллу.

Если цена спроса окажется больше цены предложения, то продавцы будут увеличивать объем предложения до достижения его в точке Е. Если цена спроса меньше цены предложения, то предложение будет сокращаться пока рыночное равновесие не установиться в точке Е. Следовательно, устойчивое равновесие возможно при выполнении условия:

РD= РS (QE)

S
Р

 

Е
Р2

 

               
 
 
   
     
 
 
   
D


Р1

Q

Рис. 9. Равновесие по А. Маршаллу.

Проблему устойчивости равновесия при принятии решений о производстве в условиях неопределенности экономисты пытались решить с помощью так называемой «паутинообразной модели». Дело в том, что, особенно в сельском хозяйстве, производителю всегда приходилось принимать решения о засеваемых объемах поля той или иной культурой, и, следовательно, об объемах собственного предложения данного товара, не зная величины спроса на данный товар в будущем году, когда урожай созреет. Фермер ориентируется на цену спроса и величину спроса данного года или прошлого периода. Следовательно, спрос покупателей всегда складывался в текущем периоде, а предложение формировалось на основе ожидаемой цены будущего периода. QS=f (Р^), где Р^ - ожидаемая цена. QD=f (Pt) – объем спроса, формируемый по текущей цене. Тем самым равновесие здесь устанавливается в каждый период времени в зависимости от выполнения следующего условия:

QSt-1)=QD(Рt), где Рt-1 – цена предшествовавшего периода, а Рt – цена текущего периода.

Р

       
   
S
 
 


Р0

 
 


D
Р1

 

 

Q

Рис. 10. Паутинообразная модель

Из анализа данной модели можно сделать следующие выводы:

1. равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса;

2. равновесие неустойчиво, со взрывными колебаниями цены, если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения;

3. цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Паутинообразная модель в настоящее время на практике используется редко. Однако более совершенные модели основаны именно на этой теоретической идее. Более того, в модифицированном виде данная модель используется на фондовых биржах при принятии решений о покупке акций, цена на которые сложится в будущем периоде. Вместе с тем, чтобы абстрагироваться от многообразия действительных изменений на рынке в различные периоды времени, экономисты условно стали выделять три лага: мгновенный период времени, краткосрочный и долгосрочный.

Мгновенный период – это период времени, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные.

Краткосрочный период – период времени, в котором одна группа факторов – постоянные, а другая – переменные величины.

Долговременный период (долгосрочный, длительный) – период времени, в котором все факторы производства являются переменными.

В каждом из указанных периодов складывающееся равновесие дает разный рыночный результат. А потому можно говорить о равновесии в мгновенном периоде, равновесии в краткосрочном периоде и равновесии в длительном (долгосрочном) периоде.

S
Р Р Р

           
   
     
 
 
 

 

 

 

 


Q Q Q

Рис.11 Рис. 12 Рис. 13

На представленных графиках изображено три рыночных ситуации: мгновенное равновесие (рис. 11), равновесие в краткосрочном периоде, когда предложение растет, но число предприятий не меняется (рис. 12) и равновесие в длительном периоде (рис. 13). Причем изменение спроса (его увеличение из положения D в положение D1) примерно одинаково во всех периодах. Следовательно, изменения касаются кривой предложения S. В мгновенном периоде производитель не может увеличить предложение, а потому оно неэластично и резко меняется цена при неизменном объеме продаж в положении равновесия (Е – старое равновесие, Е1 – новое равновесное состояние). В краткосрочном периоде ввиду переменности ряда факторов предложение более гибкое, а значит, возможно некоторое увеличение продаж при росте цен (но изменение цен не столь велико). В длительном периоде предложение практически абсолютно эластично, так как изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов; цена в конечном итоге приспосабливается к изменившимся издержкам, объем продаж значительно увеличивается.

Однако изменение равновесного состояния возможно не только при росте спроса. Спрос может на рынке и упасть. Изменения возможны в различных направлениях и со стороны предложения. Следовательно, говорят, что происходят сдвиги в равновесии под воздействием ряда факторов. При этом при расширении предложения, как правило, цена снижается, а объем продаж увеличивается и наоборот. При увеличении спроса цена равновесия растет и объем покупок растет. При одновременном уменьшении и спроса и предложения, цена равновесия может остаться практически неизменной, а объем сделок на рынке уменьшится. При одновременном росте и спроса и предложения цена на рынке может быть практически такой же, а объем сделок увеличится.

S
Однако в экономической теории есть и случаи нарушения равновесия. Графически эти случаи могут быть представлены следующим образом.

S
D
Р Р

           
   
 
 
 
   

 

 


Q Q

Рис. 14 Рис. 15

На рисунке 14 складывается ситуация, когда нет точки пересечения линий спроса и предложения, так как это нередкое благо, цена которого равна нулю. При любой цене здесь предложение больше спроса, так как свободное благо раздается бесплатно. На рисунке 15 вроде тоже нет точки равновесия, но здесь оно по существу возможно. Выпуск товара в данном случае возможен, но экономически нецелесообразен (например, трактор из чистого золота или уличный мусорный бак из платины). Однако, если предложение здесь опуститься вниз, а спрос резко возрастет (для «прикола» у состоятельных людей), то рыночное равновесие установиться. Аналогичная ситуация часто складывается и на новую дорогую технику, свойств которой потребитель не знает и опасается ее приобретать. В этом случае надо не понижать предложение, а дотировать производителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предложение, величина предложения, закон предложения, эластичность предложения | Государственное воздействие на рынок и его последствия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.