Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное воздействие на рынок и его последствия

Государство с экономической точки зрения – это множество индивидов, взаимодействующих друг с другом в соответствии с собственными интересами и существующими правами собственности. Государство в рыночной экономике обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, что означает склонение индивидов к совместной деятельности на общее благо, ограничивая их свободу индивидуального выбора. Государство так или иначе вмешивается в механизм рыночного взаимодействия спроса и предложения. Государственное регулирование рынка может преследовать различные цели: 1) предотвращение роста цен; 2) сдерживание производства некоторых товаров, потребление которых общество стремиться ограничить; 3) получение дополнительных доходов в бюджет; 4) определение социальных приоритетов экономики и т.д. Однако всегда ли государство, преследуя указанные цели добивается желаемого результата? Как рыночный механизм реагирует на эти воздействия?

Используя различные методы государственного регулирования (преимущественно административные или экономические), правительство может осуществлять либо прямой контроль за ценами и объемами производства и продаж, либо косвенно: с помощью налогов и дотаций.

Рассмотрим последствия введения налога с оборота – твердо фиксируемой государством части цены товара, поступающей в доход госбюджета.

S2
Р

       
   
S1
 
 


Р+

Р1

D
Рˉ

0 Q2 Q1 Q

Рис. 16. Воздействие налога с оборота на цену товара и объем продаж

Первоначальное равновесие устанавливается при цене Р1 и объеме Q1. Налог в размере Т рублей на единицу товара, вносимый в бюджет продавцом, приведет к сдвигу кривой предложения в положение S2. Объем рыночных сделок сократится до Q2, цена, которую заплатит покупатель станет Р+, что выше прежней цены равновесия, а цена, которую фактически получит продавец (без налога) уменьшится до уровня Рˉ, хотя ранее он получал цену Р1. Если налог с оборота вносит покупатель, то в этом случае происходит параллельный сдвиг кривой спроса вниз на величину Т. При этом, фактическая цена, уплачиваемая покупателем, цена, получаемая продавцом и объем продаж не зависят от того, кто непосредственно вносит в бюджет налог.

Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой из госбюджета продавцами, величиной R рублей за единицу товара, может быть объяснена следующим образом.

S1
Р

 

R
S2
Р+

Р1

 

Рˉ

D

0 Q1 Q2 Q

Рис. 17. Воздействие потоварной дотации на рыночное равновесие

Равновесный объем продаж увеличится с Q1 до Q2. Цена, которую платит покупатель, понизится с Р1 до Рˉ. Цена, которую фактически получит продавец (с дотацией) увеличится с Р1 до уровня Р+. Общий объем продаж увеличится.

Кроме того, влияние налога с оборота на объем продаж и цену зависит от крутизны кривых спроса и предложения. Чем меньше наклон кривых спроса и предложения, тем больше сокращение равновесного объема продаж в результате введения налога. Чем больше наклон кривой спроса и чем меньше наклон кривой предложения, тем большая часть налога ложится на потребителя и тем меньшая часть налога ложится на производителя. (см. рис.)

(рис. 18, 19, 20, 21)

Q
Q
Q

 

Избыток
Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен. Государство может установить предел верхней цены или предельные надбавки к цене; установить предельный уровень рентабельности и размер торговой надбавки. При этом складывается фиксированная цена на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникнет избыток продукции, а во втором – ее недостаток (дефицит).

S
Р

Р1

 

Ре

 

D
Дефицит
Р2

0 Q1 Qе Q2 Q

 

Рис. 22. Фиксирование цены на рынке

В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного Qе. Фактические продажи составят меньшее значение - Q1. Особое значение имеет дефицит для существования черного рынка. При устойчивом фиксировании цены ниже равновесной (как правило по социально значимым товарам для обеспечения малоимущих граждан) возрастают так называемые неденежные (омертвленные) затраты покупателя. Это затраты, которые не приносят выгоду продавцу: потери времени и возможных доходов из-за стояния в очередях. Со временем производители начинают продавать такой товар по повышенной цене на черном рынке и кривая предложения принимает искривленный вид.

S1
S
Р

Р2

Ре

 

D
Р1

0 Q1 Q2 Qе Q3 Q

Рис. 23. Формирование предложения «черного рынка» при дефиците товара

На рисунке 23 цена Р1 –фиксированная цена. Спрос по этой цене возможен в объеме Q3. А предложить производители готовы только в объеме Q1, что гораздо меньше равновесного значения, которое существовало на рынке до фиксирования цены. В результате кривая предложения принимает вид S1. А значит, теперь производители готовы продавать на рынке товар в объеме Q2 при цене товара Р2. Устанавливаемая на черном рынке цена выше цены не только фиксированной, но и цены равновесия Ре, которая установилась бы на рынке, если бы государство не вмешивалось в рыночный механизм. Именно поэтому ряд экономистов – сторонников рыночной экономики выступают против государственного вмешательства, так как оно не приводит к желаемым и декларируемым целям (даже для защиты социально менее обеспеченных граждан). Эти ученые утверждают, что фиксирование цены не только бесполезно, но и вредно, так как порождает неконтролируемый «черный» рынок, а потребители все равно заплатят больше.

Есть и еще одно последствие дефицита. Дело в том, что кривая спроса и предложения формируются применительно к товару определенного качества. Однако в условиях длительного дефицита качество товара меняется.

Предположим, что первоначально кривая спроса занимала положение D, а кривая предложения – S. Пусть цена зафиксирована государством на уровне Р, а объем продаж при этом составит Q1. Дефицит равен (Q2 - Q1). При сложившемся дефиците производители могут ухудшить качество товара, не опасаясь трудностей при реализации. В результате ухудшения качества товара спрос на него уменьшается и кривая спроса сдвигается влево. Предложение же товара увеличивается, так как производство менее качественного товара требует меньших затрат. Движение кривых спроса и предложения навстречу друг другу будет происходить до тех пор, пока точка их пересечения не достигнет уровня фиксированной цены Р. При этом объем продаж будет меньше объема продаж при рыночном равновесии. На графике это выглядит следующим образом.

S
Р

S1

Ре

 

D1
D
Р

0 Q1 Q3 Qе Q2 Q

Рис. 24. Качество товара и изменение спроса и предложения на рынке

Таким образом, можно сделать вывод, что государство оказывает противоречивое воздействие на рыночное равновесие. При этом еще следует помнить, что на рынке одного о того же товара присутствует не один покупатель, а несколько. Поэтому на деле кривая спроса состоит из суммы индивидуальных кривых спроса. Экономисты говорят, что рыночный спрос на данный вид товара представляет собой горизонтальную сумму линий спроса отдельных субъектов путем сложения абсцисс кривых индивидуального спроса покупателей при каждом значении цены. Тем самым, за кривой спроса стоит несколько покупателей со своими индивидуальными предпочтениями. Как формируются эти предпочтения? На этот вопрос отвечает «теория потребления».


Тема 3. Теория потребления

1. Потребности, блага и полезность.

2. Количественный (кардиналистский) анализ полезности и спроса.

3. Порядковый (ординалистский) анализ полезности и спроса.

4. Поведение потребителя на рынке. Эффект замещения и эффект дохода.

1. Потребности, блага и полезность

Исследование поведения потребителя на рынке стало заслугой целого направления в экономической науке – маржинализма (от англ. marginal – предельный, находящийся на краю). В основе теории лежит изучение потребности (см. введение).

Существует определенная связь между материальными потребностями и производством. Производство удовлетворяет потребности, но и потребности «толкают» производство, открывая новые неудовлетворенные желания, которые могут быть удовлетворены производителем. С точки зрения экономики все потребности можно разделить на перспективные (абсолютные) и действительные (необходимые).

Перспективные потребности – возникшие, определившиеся и выявленные при данном уровне развития науки, техники и производства.

Действительные потребности – те потребности, которые могут быть реализованы при уже достигнутом уровне производства.

Экономические потребности динамичны, они трансформируются и действуют в соответствии с законом возвышающихся потребностей. Это всеобщий экономический закон, к специфике действия которого относится его необратимость. То есть с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации потребности изменяются только в одном направлении – в сторону их роста. Поэтому производство не может полностью удовлетворить все потребности, ибо по мере их удовлетворения возникают новые. Но производитель может и породить новые потребности, развивая, производя товары, ранее незнакомые потребителю.

Потребности также делятся на эластичные и неэластичные (жесткие). Жесткими называются такие потребности, которые не отменяются в течение длительного времени, но быстро снимаются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для их удовлетворения. К жестким потребностям причисляют прежде всего первичные потребности, самые насущные (потребности в еде, одежде, жилище и т.п.).

К эластичным относят вторичные или избыточные потребности. Они эластичны, так как могут частично заменять одна другую. В состав эластичных включают потребность в отдыхе, образовании и т.д.

Все виды потребностей удовлетворяются благами. Не все блага являются экономическими. Те блага, которые существуют в природе в неограниченных количествах, не являются экономическими. Свойства экономических благ: 1) однородность, то есть благо имеет одну потребительскую полезность (хотя каждое благо можно использовать по-разному, извлекая разные полезные свойства); 2) измеримость. Благо должно иметь стоимость. Денежное выражение стоимости есть цена блага, которая и выступает измерителем. 3) редкость – отношение между желательностью и наличием (либо в рыночной экономике между спросом и предложением).

Классификация экономических благ разнообразна. Как и товары блага бывают взаимозаменяемыми (субституциональными) и взаимодополняемыми (комплиментарными).

Экономические блага могут быть настоящими и будущими, прямыми и косвенными. Прямые непосредственно удовлетворяют потребность, а косвенные удовлетворяют потребность человека лишь как средство.

Экономические блага делят и на долговременные и недолговременные. Долговременные блага могут использоваться для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз (например, производственное оборудование). Недолговременные блага могут удовлетворять потребность только один раз, то есть они потребляются в одном акте использования (например, сырье).

Полезность некоторого блага определяется, как его способность удовлетворить одну или несколько потребностей. Полезность – это субъективная выгода, извлекаемая индивидом из потребления блага. В классической школе политэкономии полезностью называют потребительскую стоимость товара в противоположность его меновой стоимости.

Экономическая теория исходит из того, что у потребителя существует масса альтернативных наборов благ, и он ищет ту комбинацию наборов благ, которая максимизирует его полезность.

Предпосылки поведения потребителя: 1) потребитель всегда поступает рационально. На самом деле это далеко не так. Но экономическая теория абстрагируется от нерациональных покупок и сделок, чтобы выявить общие закономерности в поведении потребителя на рынке. 2) Выбор наборов благ зависит от их цен. То есть при прочих равных условиях потребитель стремиться выбрать товар по более низкой цене. 3) У потребителя всегда существуют предпочтения. Предпочтение – это выбор между возможными вариантами, исходя из того, что один вариант лучше других и обладает большей полезностью для лица, осуществляющего выбор. Предпочтение может быть и во времени, которое затратит потребитель на приобретение товара, а не в свойствах самого блага.

Исключения в поведении потребителя. Есть ряд случаев, которые якобы противоречат перечисленным выше предпосылкам в поведении потребителя, но довольно часто встречаются на практике. Это 3 эффекта: 1) эффект присоединения (заключается в том, что человек делает свой выбор под воздействием предпочтений среды его обитания, чтобы «не выделяться»); 2) эффект «сноба» - стремление сделать выбор вопреки мнению окружающих лиц и принципа рациональности, чтобы выделиться из толпы; 3) эффект Веблена – эффект престижности, когда благо приобретается не ради его полезных свойств, а ради престижа.

Возможности выбора у каждого потребителя ограничены. В качестве основного ограничителя выступает ограниченность ресурсов и, прежде всего денежный доход самого потребителя. Объяснение мотивов поведения потребителя производится двумя основными направлениями маржинализма – кардиналистами (количественниками) и ординалистами (сторонниками порядкового подхода).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночное равновесие (частичное или частное) | Количественный (кардиналистский) анализ полезности и спроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.