Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые предприятия

Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объёма. Хорошо известно "Японское чудо" и роль малого бизнеса в экономике Японии. Только в обрабатывающей промышленности страны функционирует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, что составляет 99% от их общего числа. На них занято около 40 млн. чел. (81% всех работающих).

В США малый бизнес производит более 60% всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений. На малых предприятиях, которых в стране более 7 млн., занято около 100млн. человек.

Прежде чем назвать количественные характеристики малого бизнеса в нашей стране определимся с терминологией. Сразу отметим, что называние "малые предприятия" не характеризует какую-то определённую организационно-правовую форму.

Под субъектами малого предпринимательства в соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 12 мая 1995г. понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

1. в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

2. в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

3. в оптовой торговле - 50 человек;

4. в розничной торговле бытовом обслуживании населения - 30 человек;

5. в остальных отраслях при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Кроме того, с введением в действие Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 20 декабря 1995г. у них появились возможности использовать дополнительно ряд льгот, введённых данным законодательством. Но при этом закон ввёл ряд ограничений (критериев), которым должны удовлетворять малые предприятия (МП):

1) ограничения по численности работающих. Индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих, включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, до 15 человек, вид деятельности предприятия не ограничен. При этом работники филиалов и подразделений так же входят в это число;

2) в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявление на право применения упрощенной системы налогообложения и учёта, совокупный размер валовой выручки этого налогоплательщика не превышал суммы 100000-кратного ММРОТ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

К основным преимуществам малого предпринимательства можно отнести то, что:

· во-первых, малое предпринимательство в большинстве его форм доступно многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;

· во-вторых, повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;

· в-третьих, решается проблема создания новых рабочих мест, которая обострилась в последнее время;

· в-четвёртых, на МП ниже накладные расходы и меньше аппарат управления, чем на крупных;

· в-пятых, с развитием сети МП широко используются местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства.

Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном: за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.

Первые МП создавались как кооперативы на основе закона «О кооперации», опубликованного в 1986г. Процесс создания МП в нашей стране значительно ускорился с публикацией Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990г. №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нём впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на МП наёмного труда. Постановление так же вводило ряд льгот для МП, действующих в приоритетных для экономики сфер производства, что способствовало переоформлению многих кооперативов в МП. Предоставление льгот МП, кроме того, стимулировало процесс разукрепления государственных предприятий и организаций, создания МП в государственном секторе.

По данным Госкомстата РФ на 1 января 1997г. в нашей стране действовало 841,7 тыс. МП. По регионам их развитие происходит крайне неравномерно. Так, треть от общего числа МП сосредоточенно в центральном район, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге (до 11%), в Московской и Тюменской областях (по 4%), в республике Татарстан, Кемеровской и Нижегородской областях (по 2%).

Отраслевая структура по числу МП последние годы практически не меняется. Так, в 1996г. распределение МП по отраслям экономики выглядело следующим образом: торговля и общественное питание – 43%, промышленность и строительство – по 16%, наука и научное обслуживание – 6%, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка – 4%, транспорт и связь – 2%, другие отрасли – 13%.

Преобладающая фирма собственности – частная, её доля в общем числе МП составляет 89%, в торговле и общественном питании – 93%, а в отрасли, объединяющей предприятия, осуществляющие финансовую, кредитную, страховую деятельность и пенсионное обеспечение – 52%.

Все более весомым фактором развития малого бизнеса становится система мер его государственной поддержки. Оно включает в себя Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды, агентства и центры поддержки предпринимательства.

Организационную основу государственной политики в этой сфере создаёт федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством | Интеграция организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.