КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационная индустрия и экономическое развитие (продолжение)
Распространённое понятие информационная экономика характеризует современную тенденцию развития мировой экономики, связанную с возрастанием роли информационной индустрии, знаний в экономической жизни общества. Конечно, традиционная промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг по-прежнему преобладают в объёмах производства, но наибольшие темпы роста, доходность наблюдаются именно в отраслях информационной индустрии. Современная информационная индустрия объединяет широкий перечень компаний и фирм, занятых производством, преобразованием, передачей информации, представленной в виде данных, текстов, графики, видеоизображения, звука. Можно выделить три отрасли информационной индустрии: производство информационного и телекоммуникационного оборудования, связь и производство содержания (информации). В информационной индустрии происходят интенсивные структурные изменения, обусловленные быстрым технологическим прогрессом, продолжающимся повышением эффективности и снижением стоимости этих технологий. Эти структурные изменения преобразуют информационный рынок. Появляются новые участники рынка, зачастую из других областей информационной индустрии. Экономическая подоплёка деятельности высокотехнологичных компаний, к которым относятся производители информационных продуктов и услуг, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, та же самая, что и в других сферах. Это стремление доминировать на рынке, расширить его границы, предложить новые продукты, повысить качество услуг и товаров и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль на вложенные средства. Проблемы «информационной экономики» являются предметом международного осмысления. Изучаются такие вопросы, как формирование системы показателей для информационного общества, темпы создания и уничтожения рабочих мест, методы снижения социальной напряжённости, выход на доминирующие позиции высокоинтеллектуальных видов работ. Появление новых видов экономической деятельности, связанной с Интернетом, онлайновыми услугами, мобильной телефонией и другими техническими инновациями, поставило вопрос о формировании системы индикаторов, отслеживание которых давало бы реальную картину происходящих изменений. В настоящий момент она отсутствует. Прежние показатели лишь частично отражают суть происходящих процессов. В свою очередь, отсутствие этих данных является препятствием для принятия политических решений, формулировки роли и степени государственного воздействия на эту сферу. В настоящий момент статистическая база информационного общества представлена весьма бедно. В то же время роль и вес информационной индустрии в мировой экономике становятся всё более значительными. Уже в 1991 г. в США затраты на приобретение информации и средств информационной технологии (112 млрд. долларов) впервые превысили затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов (менее 107 млрд. долларов), а к 1995 г. в Соединенных Штатах с помощью информации производилось 3/4 добавленной стоимости, создаваемой в промышленности. Западноевропейский рынок информационных и коммуникационных технологий в 1996 г. имел более высокие темпы роста (7,2%), чем экономика в целом. Продолжается устойчивый рост этого сегмента в экономике США (9,8%). Однако наиболее быстрыми темпами рынок ИТТ развивается в азиатских странах – Южной Корее, Тайване, Гонконге и Сингапуре. Данные об информационном обществе включают замеры использования информационных продуктов людьми и экономической активностью фирм, использующих и производящих информационные продукты и услуги. Поскольку постоянно появляются новые информационные продукты и товары, программы статистических измерений должны адаптироваться к происходящим изменениям. На изменение показателей влияют такие факторы, как дерегуляция, конвергенция, воздействие информационной магистрали на здравоохранение, образование, государственную деятельность, формирование рынка электронных товаров. Помимо изучения финансовых и людских потоков между секторами экономики необходим анализ информационных потоков между предприятиями, нацеленность фирм на использование и внедрение новых продуктов и процессов, повышающих их конкурентоспособность. Необходимо разработать общую концепцию сбора и обработки информации об информационном обществе. Характеристика услуг и производства содержания наименее разработана, так как в статистике доминируют показатели развития связи. Услуги и содержание могут быть разделены на четыре категории: телекоммуникационные услуги, онлайновые услуги, Интернет, «упакованное» содержание (например, компакт-диски). И если статистических данных о телекоммуникационных услугах, предоставляемых операторами, а также данных об относительно новых услугах, таких как мобильные коммуникации и кабельное ТВ, довольно много, то статистические данные, касающиеся деятельности онлайновых компаний, фрагментарны, охватывают лишь часть рынка. Интернет, как один из важнейших каналов получения информации и услуг, сам остаётся «тёмным пятном» статистики. Сведения об «упакованном» содержании, представленном в виде компьютерных и компакт-дисков, программного обеспечения, представлены со стороны объёмов их продаж. В этой связи чрезвычайно важным вопросом является воздействие ИТТ на занятость. Бытует мнение, что новые технологии повинны в современном росте безработицы. Поэтому выявление реальной взаимосвязи занятости и новых информационных технологий весьма актуально для многих стран. Повышенная производительность труда является причиной более высокой заработной платы трудящихся в секторе ИТТ. Однако технический прогресс всегда инициирует также и процесс разрушения рабочих мест в устаревающих отраслях, что порождает социальное напряжение и меняет структуру рабочей силы. Только небольшая часть новых рабочих мест создаётся непосредственно в отраслях информационной индустрии, но их воздействие проявляется в смежных отраслях. Развитие онлайновых услуг создало рост занятости в этой области. К 2000г. более 15% издательских и информационных услуг в Европе стали электронными. Мультимедийные базы данных и услуги по обработке информации создают принципиально новые возможности для занятости в информационном рынке и сфере образования. В связи с этим возрастает роль государства, задача которого вести такую политику, которая сглаживала бы рост социальной напряженности, порождаемый технологическим прогрессом в области ИТТ. Технология создает новый спрос, ускоряет выпуск продукции либо путем повышения производительности, либо создавая новые продукты. Видеомагнитофоны, мобильные телефоны и прочая техника отсутствовали 20 лет назад. Появилась новая индустрия, она создала спрос и рабочие места. Свидетельств в пользу того, что технологические изменения ответственны за высокую безработицу, не выявлено. Хотя в промышленности в целом технология снижает занятость, в Америке и Японии, которые наиболее активно используют компьютеры в промышленном производстве, с 1980г. общая занятость выросла на 24% и 17% соответственно, а в странах Европейского Союза – лишь на 2%. Таким образом, и теория и практика показывают, что в долгосрочной перспективе новые технологии создают, по крайней мере, столько же рабочих мест, сколько разрушают. Роль государственного вмешательства в этих условиях весьма значительна. Самое плохое, что государство может предпринять, это замедлить процесс приспособления к новым условиям с помощью регулирования, протекционизма и субсидирования отстающих отраслей. Тем самым снимается напряжение для небольшой части работников, но снижается уровень занятости в стране в целом. Большое значение приобретает обучение, поскольку будущее – за высококвалифицированной рабочей силой. Индустриальная революция дала толчок к концентрации и централизации производства. Переход к информационной экономике меняет эту тенденцию на прямо противоположную. Конкурентное преимущество теперь достигается через использование ИТТ, которые поддерживают более гибкую и децентрализованную модель ведения бизнеса. Очень небольшая разница в интеллектуальном капитале компании может привести к значительному превосходству в конкуренции. Пока немного известно о том, как внедрение новых информационных систем воздействует на получение и обработку данных. Один из выводов эмпирических исследований внедрения ИТТ в том, что ключ к их эффективному использованию лежит в области организационных изменений в структуре фирмы, в человеческом капитале и его реконфигурации. Необходим поиск нового баланса соотношения неявного и явного знания, используемого в профессиональной деятельности. Первое заключается в трудовых навыках, накапливаемых с опытом, второе – в операциях, которые можно формализовать, кодифицировать и распространять по сетям в виде учебных пособий. Темп роста численности информационных работников (учёных, инженеров) и тех, кто ими пользуется (врачей, управляющих, конторских служащих и т.п.) очень высок. Можно утверждать, что в мировой экономике группа производителей знаний растёт особенно быстрыми темпами. В то же время численность рабочих, занятых в сфере услуг и производстве товаров, либо снижается, либо остается на прежнем уровне. ИТТ обеспечивают необходимую для глобализации экономических связей инфраструктуру, являются вспомогательными технологиями, которые могут применяться в любых отраслях, в отличие, например, от биотехнологий. Иногда воздействие ИТТ на экономику сравнивают с предшествующими технологическими инновациями – электричеством и железными дорогами. Однако у ИТТ есть ряд присущих только им свойств. Они имеют дело с информацией, т.е. практически со всеми аспектами человеческой деятельности. Некоторые политики и учёные считают, что новые технологии подрывают основы свободной торговли, облегчая перевод капитала и технологий через границы, предоставляя развивающимся странам с низкой заработной платой доступ к лучшим производственным технологиям. Современные телекоммуникации позволяют фирмам, как производственным, так и из сферы услуг, перемещать производство в те регионы, где труд дешевле. Считается, что развитые страны создают высокотехнологичные продукты, а развивающиеся – более примитивные и трудоёмкие. Однако глобальный рынок даёт бедным странам лучший доступ к капиталу, а технологии передаются значительно быстрее и чаще, чем раньше. Низкие зарплаты в развивающихся странах, как правило, сопровождаются низкой производительностью. Даже использование идентичных технологий в развитых и развивающихся странах не приводит, как показывает практика, к одинаковой производительности, поскольку последняя напрямую зависит от уровня образования и наличия современных транспортных и коммуникационных инфраструктур. Более половины производимых в развитых странах продуктов и услуг являются высокотехнологичными: телекоммуникации, компьютеры, программное обеспечение, телевидение, фармацевтика, дистанционное обучение и т.п. Высокотехнологичная индустрия практически удвоила свою долю в промышленности за последние два десятилетия, достигнув 25%. Информационно интенсивные услуги растут ещё быстрее. «Интеллектуальные работники» теперь занимают каждые 8 из 10 новых рабочих мест. Знания всегда использовались как главный ресурс долгосрочного экономического роста. Современную ситуацию отличает то, что ИТТ ускорили сдвиг к экономике, основанной на знаниях, позволяя всё большие объёмы информации переводить в цифровой вид, облегчая процесс её передачи на большие расстояния с низкими расходами. Второе отличие состоит в том, что всё большая часть производства «дематериализуется», базируется на использовании идей, а не материальных вещей. Переход от материальных товаров к невещественным продуктам – особенность современной экономики. Услуги и товары включают в себя всё больше знаний, воплощенных в микропроцессорах, которые устанавливаются в бытовой технике, производственном оборудовании. Около 70% стоимости автомобиля сегодня составляет информационно-технологический вклад. Знание отличается от традиционных товаров тем, что его можно использовать бесконечно, копировать и потреблять столько, сколько нужно. Единственный ограничитель – это способность его воспринимать. Основной движущей силой проникновения ИТТ в деловую жизнь является их способность качественно повышать эффективность производственных операций, конкурентоспособность компаний. ИТТ в современных компаниях играют чрезвычайно важную роль, обеспечивают выполнение различных задач: доступ к внешним и внутренним базам данных в режиме прямого доступа для получения научной, исследовательской и рабочей информации, использование экспертных систем для диагностики, управления и принятия решений, передача данных по электронной почте, формирование электронных бюллетеней для деловой и технической информации общего пользования, проведение видеоконференций, создание систем хранения и поиска информации, компьютерный дизайн, компьютерное обучение, индексация и хранение документов. Роль ИТТ в традиционных отраслях промышленности и сфере услуг (транспортные перевозки, туризм, медицинское обслуживание, издательство, страхование, розничная торговля и т.п.) столь велика, что без их использования выдержать острую конкуренцию практически невозможно. Однако лидерство в инновациях в сфере ИТТ связано с большим риском, требует значительных инвестиций. Телекоммуникации составляют инфраструктуру современной экономики, подобно тому как железные и шоссейные дороги составляли основу экономики начала века. Одна из наиболее важных тенденций в их развитии – это процесс слияние локальных, местных и глобальных сетей, который существенно влияет на масштабность экономических процессов, деятельность корпораций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии Интернета как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем. Конвергенция компьютерной и телекоммуникационной технологий создает возможности для повышения производительности, которые не существовали ещё несколько лет назад. К ним можно отнести такие инновации, как создание сетей банковских автоматов, новый виток интереса к видеоконференциям, дизайн и производство с помощью компьютера, работа из дома, автоматическое формирование заказов на товары и услуги, электронные публикации и финансовые операции. Транснациональные компании с помощью систем телекоммуникаций руководят из своих штаб-квартир в режиме реального времени производством и торговлей в филиалах, развёрнутых в странах, где их деятельность наиболее эффективна с экономической точки зрения. Во многих фирмах коммуникации больше, чем просто транспортное средство – они добавляют стоимость к услугам и продуктам. Даже фирмы в традиционных отраслях – промышленном производстве, добывающей индустрии все в большей степени используют телекоммуникации для отслеживания состояния заказов клиентов. Такого рода дополнительные услуги повышают заинтересованность клиентов, дают новые шансы в конкурентной борьбе. В различных промышленных секторах и компаниях телекоммуникации становятся необходимым элементом производства. Например, в банковской сфере теле коммуникации вносят очевидный вклад в финансовые услуги. В развитых странах банки, которые не могут предложить клиентам информацию об их счетах, доступ к ним через банковские автоматы или компьютерную сеть, лишаются части клиентов. Многие торговцы нанимают фирмы, специализирующиеся на телемаркетинговых услугах, для выхода на рынок. Во многих компаниях телекоммуникации используются для создания продуктов с помощью систем компьютерного проектирования и производства, объединения пространственно разделённых разработчиков. Практически все компании используют коммуникации для связи с потребителями и клиентами в рамках программ повышения качества обслуживания. В сфере торговли разработаны системы, которые позволяют центральному офису крупной сети магазинов собирать дневную информацию о движении товаров во всех торговых точках с помощью автоматического просмотра данных в компьютерах. Внедрение ИТТ – это наиболее важное событие в практике управления со времён, когда была изобретена концепция организации со штабом руководителей, множеством чиновников, отделов, функциональных подразделений и т.п. Сети соединяют людей с людьми и людей с данными. Они позволяют информации, которая ранее передавалась по иерархическим каналам – от подразделения к подразделению, распространяться непосредственно между людьми. Там, где используются сети, там меняются характер работы и социальные отношения. Для разработки сложных продуктов нужны разные специалисты и неожиданные решения, а междисциплинарные команды имеют более высокий интеллектуальный потенциал. Сети позволяют компаниям более отчётливо видеть свой рынок. Сети отлавливают сырую информацию, их использование приводит к тому, что большее число сотрудников начинает видеть свою компанию с «первых рядов». Для того, чтобы получить реальные преимущества, необходимо следовать ряду правил. 1. Коммуникации в сетях абсолютно несовместимы со строгой иерархической структурой. Сеть предполагает открытость. 2. Информационные сети обеспечивают принципиально новые средства проектирования, производства и организации и таким образом обеспечивают технологический прорыв, который может повысить экономическую эффективность и трансформировать традиционные средства появления продуктов на рынке. Офисные сети могут объединяться с сетями производственных помещений, что позволяет соединить разрозненные стадии производства: проектирование, планирование производства, сборку, контроль за запасами и произведёнными продуктами, финансирование, транспортировку и доставку, продажу и распределение. 3. Новые информационно-телекоммуникационные технологии могут увеличить производительность и в классическом смысле за счёт лучшего использования факторов производства – капитала, труда, знаний, времени. ИТТ повышают гибкость, поскольку производственные линии оборудуются программируемыми машинами, что позволяет производить товары малой серийности, под конкретного клиента. 4. Информационно-телекоммуникационные технологии являются «стратегическим оружием», используемым для повышения эффективности деятельности. Новые ИТТ рационализируют процесс производства товаров и услуг. Компьютерные сети позволяют заменить традиционные методы последовательных способов производства интегрированными. 5. Электронный бизнес работает круглосуточно, что приводит к изменению рабочей пятидневки и соответственно ухудшает качество жизни. 6. За последние годы особенно стали актуальны организационные, социальные и экономические проблемы внедрения ИТТ в бизнес и государственное управление. Интерес к этим проблемам вызван тем, что дорогостоящее компьютерное и телекоммуникационное оборудование, специальное программное обеспечение далеко не всегда вносят ожидаемый вклад в повышение производительности и эффективности деятельности организации как единого целого. 7. Быстрый технологический прогресс порождает новые возможности для делового использования ИТТ, требует участия в постоянной гонке с конкурентами за лидерство. В связи с этим популярность приобрела передача функций по обработке данных в организации, которые занимаются этим профессионально. В этом случае обработка или хранение «единицы» информации обретает вполне конкретную стоимость и может учитываться при составлении общего плана развития корпорации. 8. С позиций менеджмента информационных систем ИТТ рассматриваются как стратегический ресурс развития всей деловой активности, способ повышения конкурентоспособности компании, её производительности и эффективности. Во многих исследованиях начала 90-х годов показывалось, что нет непосредственной взаимосвязи между затратами на компьютерное оборудование и производительностью. Во многих отраслях, связанных с обслуживанием населения, сегодня использование ИТТ – это не столько средство снижения производственных издержек, сколько способ выживания. Использование ИТТ в достижении и поддержании конкурентного превосходства – предмет широкой дискуссии. Если информационные системы рассматривать как оружие в борьбе с конкурентами, то их можно разделить на три группы: - системы, которые нацелены на передовые ИТТ для достижения конкурентного превосходства. Инновационная стратегия предназначается для систем, спроектированных для предвидения и удовлетворения будущих запросов потребителей; - системы, которые используют информацию для улучшения использования финансовых и стратегических данных, обеспечения взаимодействия клиентов с фирмой; - системы, которые повышают производительность, снижают затраты на производство, маркетинг и распространение. Разработка, создание, внедрение и использование ИТТ в бизнесе – высоко затратные действия. Затраты на компьютерные ресурсы сейчас достигают почти 40% капитальных инвестиций, вкладываемых ежегодно только американским бизнесом. В то же время продуктивность информационных систем трудно измерить, поскольку до 90% всех информационных операций не поддаются на замер продуктивности. Следует осознавать, что преимущества, которые предоставляют ИТТ, не сводятся к чисто экономическим. Тем не менее, расчёт соотношения расходов на внедрение информационных систем и полученных дивидендов становится совершенно необходимым. Практика показывает, что преимущества, предоставляемые ИТТ, реальны. Но существующая система показателей эффективности инвестиций в ИТТ их не учитывает. Недостаток контроля за инвестициями в ИТТ приводит к не эффективному и не экономному использованию ресурсов. Сейчас можно с уверенностью говорить, что успех компаний в будущем во многом будет определять то, как они реализуют возможности ИТТ. При этом ведущая роль отводится высшему руководству компании. Однако на деле управляющие высокого уровня конца ХХ-го века редко обращали внимание на эти задачи, потому что у них, во-первых, не было достаточной информации по ряду ключевых вопросов: - какие существуют возможности для получения преимуществ в бизнесе с помощью инновационного использования информационных систем; - как обратить эти возможности в реальные преимущества; - как получить большую отдачу от уже сделанных в информационные системы вложений. Во-вторых, в большинстве крупных компаний решения, связанные с развитием ИТТ, принимались лишь на уровне соответствующих отделов или ниже (нужен в подразделении компьютер – покупай). Третья причина – оценка нового проекта производилась изолированно, вне общей стратегии корпорации. Главным и наиболее распространённым результатом неправильного подхода к проблемам развития информационных систем являлось инвестирование ежегодно растущих средств в обслуживание, модификацию и управление устаревшими системами, а не концентрация ресурсов на главных направлениях. Сегодня наблюдается картина противоположная той, что складывалась в последние полтора десятилетия ХХ-го века. Наблюдаются признаки того, что вложения в ИТТ начинают давать отдачу. Причиной экономического роста во многих случаях оказывается сплав новых корпоративных структур и передовых информационных технологий. ИТТ являются одной из причин роста производительности. Корпорации сокращают огромное число управляющих среднего звена, поскольку реинжиниринг и новые технологии позволяют обходиться без них. Развитие информационных технологий во многом определяется не только внутренними факторами – научно-технологическими исследованиями и разработками, но и внешними, например, доминирующими теориями управления, которые призваны теоретически обосновывать практические меры по повышению эффективности деятельности. Одно из последних течений в этой области получило название «реинжиниринг делового процесса». Современный деловой мир преобразуется чрезвычайно быстрыми темпами. Компании не в состоянии адекватно перестраивать свою стратегию и тактику в ответ на изменения. Существовавшая в годы быстрого индустриального развития пирамидальная структура организации компаний предполагала устойчиво растущий спрос на продукцию со стороны потребителя, не имеющего большого предложения. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Ничто нельзя предсказать на длительный период – ни появление новых технологий, ни жизненный цикл продуктов и услуг, ни характер конкуренции. В развитых странах массовый рынок разбился на части, некоторые из которых столь малы, что вмещают лишь одного клиента. Поэтому реинжиниринг определяется как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование делового процесса для достижения коренных улучшений в главных сегодня показателях деятельности, таких как стоимость, качество, услуги и быстрота». Можно привести ещё одно определение реинжиниринга – «способы, с помощью которых организация может достичь радикальных изменений, отражающихся на стоимости, жизненном цикле продуктов, услугах, качестве, методах и технологиях, рассматривающих бизнес как серию ориентированных на потребителя процессов, а не как ряд организационных функций». В определении реинжиниринга ключевым является понятие «процесс», понимаемое довольно широко – как ряд действий, в результате которых создаётся нечто ценное для потребителя. Изменение процесса становится возможным благодаря использованию ИТТ. Простое «накладывание» ИТТ на существующие деловые процессы не приводит к истинной трансформации бизнеса и даже наоборот может блокировать процесс перестройки, сохранив прежние способы ведения дел. То есть реинжиниринг - это использование самых последних технологических решений для достижения новых деловых целей. ИТТ играют свою роль в изменении деловых процессов наряду с другими важнейшими факторами, определяющими стратегию развития бизнеса, - администрированием, ценовой политикой, технологическими инновациями и т.п. Вероятность успеха реинжиниринга в значительной степени зависит от приверженности этой идее всех высших руководителей компании. Проект должен реализовываться под контролем главного руководителя. Поскольку ИТТ являются одним из ключевых элементов реинжиниринга, то разработчики проекта должны иметь представление о возможностях их использования в конкретном бизнесе. Одним из показателей состояния информационной индустрии является инвестиционная привлекательность высокотехнологичного бизнеса, рост которой связан с развитием глобальных компьютерных сетей. В то же время, несмотря на большое число пользователей Интернета, экономическая активность в нём невелика. Возникающие проблемы в сфере бизнеса высокотехнологичных компаний, например, состояние рынка их акций, связаны с дестабилизирующим воздействием таких факторов, как разочарование в полученных прибылях, порождённые завышенными ожиданиями, панические настроения среди инвесторов, которые плохо знают, чем именно занимаются высокотехнологичные компании, реальные изменения положения этих компаний, обусловленные ошибками в ценовой или технической политике, сильнейшая конкуренция, срезающая нормы прибыли до минимума. Однако, несмотря на временные спады, бум в технологичной индустрии скорее ускоряется, чем замедляется. Подводя итоги рассмотрению роли информационной индустрии в экономическом развитии общества, можно констатировать, что она является одной из точек роста мировой экономики. Этому сопутствует перелив капитала. Формируются мощные альянсы в мире. Малые фирмы лучше реагируют на изменения рынка. Складывается динамичная система, в которой все предприятия – и малые, и большие – держат экзамен на конкурентоспособность, а экзаменатором выступают широкие массы потребителей. Отрасли информационной индустрии оказывают серьёзное воздействие на экономический рост, структуру занятости, характер образования, являются экономическими основаниями информационного общества.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |