Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды неосознаваемых процессов

Структура сознания

В традиционной науке принято разделение психики на части: осознаваемую (сознание) и неосознаваемую (бессознательное).

Впервые представление об уровнях психики ввел З. Фрейд. В современной терминологии они представлены следующим образом:

бессознательное – принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;

подсознательное – эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;

досознательное – содержание, которое по необходимости может легко стать осознанным, например, подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;

рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

В настоящее время существуют различные мнения о структуре сознания. Пример: выделение трех уровней духовной жизни человека:

сознательного – актуального, рефлексивного уровня;

подсознательного – преобладает детерминация прошлым;

надсознательного – преобладает детерминация потребным будущим.

В современных теориях часто сознательное и бессознательное не противопоставляются, а рассматриваются как частные проявления сознания, например, сознательное трактуется как рефлексивное, а бессознательное – как арефлексивное сознание.

Неосознаваемые процессы делятся на три класса.

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий – реа­лизуют, подготавливают или сопровождают сознательные действия. Среди них выделяют:

1)неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания; бывают первичные (никогда не осознавались) и вторичные (автоматизированные умения или навыки);

2)явления неосознаваемой установки – неосознаваемая готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении; установка может быть моторной, перцептивной, умственной и др.;

3)неосознаваемые сопровождения сознательных действий – не контролируемые сознанием движения, мимика, интонации, вегетативные реакции; эти процессы могут быть дополнительными средствами коммуникации, а также объективными показателями психологических процессов и состояний.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий – вро­жденные, неосознаваемые или вытесненные в бессознательное потребности, влечения, желания, оказывающие влияние на действия человека.

3. Надсознательные процессы – неосознаваемые процессы образования некоторого интегрального продукта большой работы, который в виде конечного результата, итоговой идеи вторгается в сознательную жизнь человека. Например, процессы творческого мышления, переживания большого горя, личностные кризисы. Субъект заранее не знает вывода, к которому приведет надсознательный процесс, и момент, в который он завершится.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состояния сознания | Ощущения. Понятие и виды познавательных процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.