Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения. Понятие и виды познавательных процессов

Понятие и виды познавательных процессов

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Любой акт взаимодействия человека с миром опирается на представление об окружающей его среде. Чувственное и отвлеченное познание обеспечивает регуляцию различных видов деятельности человека.

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды и самого организма. В формировании образа принимает участие вся психика (опираясь на отдельные ощущения, строит целостный образ и располагает его вне себя).

На основании специфики вклада в построение образа в психологии принято условное выделение следующих познавательных процессов:

ощущения дают первичную информацию, отражая отдельные стороны предметов и явлений;

восприятие интегрирует ощущения, способствует построению целостного первичного образа предмета или явления;

внимание обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации;

память сохраняет и воспроизводит информацию; процессы памяти участвуют в восприятии, воображении, мышлении;

воображение способствует созданию образов не представленных актуально предметов и явлений;

мышление производит информацию, не данную в непосредственном восприятии, обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решений, присутствует в процессах памяти, воображения, восприятия;

речь – система знаков, «обозначающая отражение бытия», форма существования мышления.

Все психические процессы, в том числе и познавательные, протекают в личности и зависят от нее:

от индивидуальных особенностей человека;

от общего развития личности и от развития познавательных способностей;

от эмоционального состояния человека;

от интересов, целей человека (познавательные процессы превращаются в действия, сознательно регулирующиеся личностью).

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим средством, трансформирующим сигнал раздражителя в ощущение, является анализатор, который состоит из рецепторов, нервных путей и участков коры головного мозга.Ощущения могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Пока интенсивность раздражителя не достигнет абсолютного нижнего (физиологического) порога ощущения, возбуждения рецептора не происходит. Если интенсивность раздражителя выше физиологического порога, но ниже порога восприятия – рецептор реагирует на сигнал, информация поступает в нервную систему, но не осознается. Физиологический порог определяется генетически, зависит от физиологических факторов. Порог восприятия зависит от опыта и состояния человека и является менее стабильным, чем физиологический.

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

Виды ощущений.

1)Зрительные порождаются электромагнитными волнами с длинами волн 380 (фиолетовый) – 780 (красный) нм. Характеризуются цветовым тоном, насыщенностью.

2)Слуховые – реакция на механические воздействия, периодические появления областей высокого и низкого давления. Характеризуются высотой, тембром, громкостью (20–20000 герц по частоте; 16–120 децибел по громкости).

3)Обоняние – вид чувствительности, порождающий ощущения запаха – наиболее древнее, простое и жизненно важное ощущение. Чем ниже живое существо на эволюционной лестнице, тем больше обонятельная часть головного мозга.

4)Вкусовые – имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

5)Осязание – кожная чувствительность – результат сложного комбинирования ощущений давления, боли, тепла и холода.

6)Другие (статические и кинестетические: ощущения равновесия, вибрации и пр.).

Ощущения классифицируются:

1)по характеру контакта с раздражителем: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (кожные, вкусовые);

2)по расположению рецептора: интероцептивные (сигнализирующие о внутреннем состоянии организма), проприоцептивные (сигнализирующие о положении различных частей тела, их движении) и экстероцептивные (сигнализирующие о характеристиках внешнего мира).

Эффекты, связанные с ощущениями.

1) Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под вли­янием действия раздражителя. Может происходить как полное исчезновение или притупление ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя или повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (например, изменение ширины зрачка при переходе от темноты к свету).

2) Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств (например, слабые звуковые и приятные обонятельные раздражители повышают чувствительность зрительного анализатора).

3) Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. К сенсибилизации приводит: а) необходимость компенсации сенсорных дефектов (развитие обоняния и осязания у слепоглухих людей); б) постоянная специфическая деятельность.

4) Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например, цветной слух).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды неосознаваемых процессов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.