КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие малой группы
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, каждый человек является членом той или иной малой группы с момента вхождения его в систему социальных связей. Семья, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, объединения близких друзей и т.п. – в этих группах развивается личность и устанавливается характер общественных связей человека. Во-вторых, роль малых групп в жизни человека объективно увеличивается, в частности, потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни и т.д. В-третьих, малая группа является единицей анализа, где возможен и уместен эксперимент, что является необходимым условием существования научного знания. Под малой группой понимается реально существующая, немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Границы малой группы – дискуссионный вопрос психологии. Считается, что наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая «диада». Хотя существует другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Если обратиться к практике исследований, то числа, определяющие этот верхней предел, различны: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются группы и по 30–40 человек (когда речь идет о школьных классах). Таким образом, можно считать, что границы малых групп находятся в интервале от 2–3 человек до 30–40. Классификация малых групп. В современных исследованиях чаще всего используется следующее разделение групп. 1. Условные и реальные. Условные – это группы, объединяющие людей, которые не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Реальные представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. 2. Естественные и лабораторные. Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. 3. Естественные группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, их цели задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. В формальной группе строго распределены позиции и роли всех членов группы. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, студенческая группа, спортивная команда и т.д. Неформальные группы возникают и действуют вне рамок официальных организаций. Цели неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее (люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам). 4. Референтные, нереферентные и антиреферентные. Референтная (значимая) – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания, ее цели и ценности, нормы и формы поведения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Антиреферентные группы – группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает. 5. Первичные и вторичные. Первичные группы определяются высокой частотой и непосредственностью контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей). Вторичные – те группы, где низкая частота взаимодействия и нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи. 6. Высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Высокоразвитые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |