КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональные состоянияФункциональное состояние – фоновая активность нервных центров, при которой реализуется конкретная деятельность человека. Психическое функциональное состояние (ПФС) – система психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени. Различные неблагоприятные состояния, возникающие в процессе труда (утомление, монотония и др.), существенным образом снижают успешность и качество выполнения трудовых заданий, повышают психофизиологическую «цену» деятельности. В структуре ПФС выделяют четыре уровня: физиологический – включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения физиологических функций; психофизиологический – вегетативные реакции, изменения в психомоторных и сенсорных процессах; психологический – изменения психических функций и настроения человека; социально-психологический – характеристики поведения, деятельности и отношения человека. Типичными неблагоприятными состояниями в профессиональной деятельности являются: утомление, монотония и напряженность. Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда. Показателями состояния утомления являются: 1,чувство слабосилия – человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает; 2,расстройства внимания – внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым; 3,расстройства в сенсорной области; 4,нарушения в моторной сфере – замедление или беспорядочная торопливость движений, ослабление их точности и координированности; 5,дефекты памяти и мышления (относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа); 6,ослабление воли; 7,сонливость. Перечисленные показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от индивидуальных особенностей работающего, обстоятельств протекания и качества выполняемой работы; особенностей трудового режима и т.д. Монотония – состояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д. Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Состояние монотонии сходно с состоянием утомления, т.к. они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Их различие состоит в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее. Подверженность монотонии зависит от индивидуальных особенностей: -экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная; -если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное; -устойчивость к монотонии определяется инертностью нервных процессов. Напряженность – состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. На физиологическом уровне напряженность характеризуется изменением пульса, окраски лица, потоотделением, напряжением мышц и т.д. На психологическом уровне проявляется в изменении эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появлении импульсивных действий и т.д. Различают следующие степени выраженности напряженности: -незначительная, быстро исчезающая, без особого влияния на процесс деятельности; -длительная и выраженная, заметно отражающаяся на процессе профессиональной деятельности, устранимая с помощью специально организованного обучения; -выраженная, появившаяся только после определенной ситуации и поддающаяся воспитательному воздействию; -длительная, резко выраженная, практически не устранимая и обосновывающая необходимость отстранения от травмирующей деятельности. В зависимости от индивидуальных особенностей человека существуют следующие основные формы поведения в экстремальных условиях: -тормозной тип эмоционального поведения – характеризуется полной заторможенностью действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций; -агрессивно-бесконтрольный тип поведения – аффективные срывы деятельности, в результате чего человек начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий; -прогрессивный тип поведения – при наличии надлежащей мотивации, в экстремальных условиях демонстрируется значительное улучшение показателей деятельности. Пути повышения надежности человека в экстремальных условиях: -научно обоснованный профессиональный психологический отбор; -воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии; -создание наиболее благоприятного психологического климата и оптимизация условий работы. Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний возможно путем: -создания системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов; -разработки эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек – машина – среда»; -обоснования и использования методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста. Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в табл. 1. Таблица 1. Классификация приемов управления функциональным состоянием
СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |