Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические принципы инженерной психологии




Характеристика инженерной психологии

Инженерная психология – наука, изучающая системы «человек–техника» (более конкретно – системы «человек–машина» (СЧМ) или в современном варианте – «человек–машина–среда–социум–культура») с целью достижения их высокой эффективности.

Под СЧМ понимается система, включающая человека-опера­тора [1] (группу операторов) и машину, посредством которой осу­ществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых оператором в процессе деятельности.

Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и т.п.

Объект инженерной психологии – системы «человек–машина».

Предмет инженерной психологии – процессы информационного взаимодействия человека и техники.

Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек–машина».

Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается:

максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса);

максимальное приспособление человека к технике (по пара­метрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности);

рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек–машина».

Для успешного решения задач инженерной психологии разработан ряд методологических принципов. Их применение на практике способствует повышению результативности инженерно-психо­логичес­ких исследований и разработок. В структуре принципов есть главные (ведущие) и вспомогательные (поддерживающие).

Принцип верхнего уровня – принцип развития или гуманизации труда – заключается в осуществлении такого инженерно-психологического обеспечения СЧМ, при котором человек получает возможность постоянно развиваться. Здесь развитие означает процесс, при котором человек совершенствует способности принимать правильные (адекватные поставленной цели) решения в динамических системах возрастающей сложности.

Принципы следующего уровня: принципы активного оператора и упрощения труда (симплификации труда – от англ. simple – простой). Согласно принципу активного оператора, человек в СЧМ должен осуществлять активные функции, иметь свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремиться к цели, а не исполнять роль простого придатка машины. Цель принципа упрощения труда – максимальное упрощение труда человека в СЧМ.

Принцип системного подхода поддерживает вышеперечисленные принципы. Само понятие СЧМ требует соответствующего подхода к решению всех задач, связанных с этой системой – человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем с неоднозначными взаимосвязями. Существует четыре критерия системного подхода.

1. С позиций системного подхода, СЧМ и человека, как ее элемент, следует рассматривать как многомерную и многоуровневую систему.

2. Вторым критерием является учет многоуровневости связей между элементами. Например, свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности – все это свойства разного порядка.

3. Рассмотрение СЧМ в динамике, в развитии.

4. Учет нелинейного детерминизма (причинной обусловленности) деятельности СЧМ.

Следующий принцип непосредственно вытекает из системного подхода – принцип комплексности. Согласно этому принципу, необходимо развивать междисциплинарные связи инженерной психологии с другими науками о человеке и технике, т.к. при реализации системного подхода возникает потребность изучения не только информационного взаимодействия, но и других аспектов функционирования СЧМ, в частности, антропометрических, гигиенических, физиологических и т.п.

Принцип последовательности (непрерывности) рассматривает инженерно-психологические исследования не как одноразовое мероприятие, выполняемое на одной из стадий жизненного цикла СЧМ, а как систему мероприятий по учету человеческого фактора на всех стадиях существования данной системы: при проектировании, испытаниях, производстве, эксплуатации и утилизации.

Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. Т.е., в первую очередь, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться техническими устройствами СЧМ. А сами эти устройства (системы отображения информации, коммуникации, ввода информации в машину и т.п.) должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека-оператора.

Особенности и классификация систем «человек–машина»

Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенных для решения единой задачи. СЧМ являются автоматизированными системами, в их работе принимает участие как человек, так и технические устройства.

Системы взаимодействия человека с машиной можно классифицировать по следующим признакам:

1)по целевому назначению системы: управляющие; обслуживающие; обучающие; информационные; исследовательские;

2)по характеристике человеческого звена: моносистемы – в состав системы входит один человек; полисистемы (несколько операторов);

3)по типу и структуре машинного звена: инструментальные; простейшие человеко-машинные системы; сложные СЧМ; системотехнические комплексы;

4)по типу взаимодействия компонентов системы: непрерывного и эпизодического взаимодействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.