Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая наука и педагогическая практика

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ

В буквальном переводе с греческого педагогика – это «детоводство» («дитяведение»). В настоящее время педагогикой называют:

науку, вырабатывающую знания о процессе образования человека;

часть практической деятельности людей по передаче новым поколениям социокультурного опыта человечества;

совокупность житейских педагогических знаний.

Как и любая другая наука, педагогика характеризуется своим объектом, предметом и методами получения нового знания.

Объектом науки является некоторая целостность, выделенная из объективного мира и выступающая в качестве области человеческой деятельности и познания. Для педагогики это – процесс образования человека. Предмет педагогики – противоречия, закономерности, способы осуществления образования как целенаправленного процесса.

Функции педагогики:

аналитическая (теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса образования; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта);

прогностическая (исследование состояния и тенденций развития образовательного процесса и построение на этой основе моделей этого процесса);

проектно-технологическая (разработка педагогических технологий, а именно содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания; внедрение достижений педагогической науки в практику).

Методы педагогического исследования разделяют на три группы.

1. Теоретические методы включают анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, методы построения гипотез и прогнозирования, а также методы, связанные с мыслительными операциями: анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение и противопоставление.

2. Эмпирические методы включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, тестирование, социометрию, педагогический эксперимент, педагогический консилиум.

3. Методы математико-статистической обработки данных включают ранжирование, шкалирование, корреляционный и факторный анализ.

Педагогическая практика – это реальное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение образовательных задач. Рассматривая педагогическую практику, многие ученые называют педагогику искусством.

Педагогическая наука и практика представляют собой взаимозависимое и взаимообогащающее единство. Практика является первоосновой становления науки, источником ее задач, а также критерием истинности педагогических теорий. Осуществляя теоретический анализ педагогической практики, устанавливая закономерности, тенденции и перспективы ее развития, наука способствует ее совершенствованию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инженерно-психологическая оценка СЧМ | Развитие образовательной практики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.