Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инженерно-психологическая оценка СЧМ

Инженерно-психологические особенности проектирования СЧМ

Общая схема инженерно-психологического проектирования может быть представлена следующим образом:

1) анализ характеристик объекта управления;

2) распределение функций между человеком и техникой;

3) распределение функций между операторами;

4) проектирование деятельности конкретного оператора;

5) проектирование технических средств деятельности операторов;

6) оценка системы «человек–машина».

При проектировании систем «человек–машина» традиционно рассматривают следующие основные элементы системы: средства отображения информации, органы управления машиной, рабочее место оператора.

Средства отображения информации (СОИ) классифицируют по различным основаниям.

1. По способу использования СОИ различаются: контрольные; качественные; количественные.

2. По форме самого информационного сигнала: цифровые, буквенные, фигурные и т.д.

3. По степени детализации сигнала: интегральные или детальные.

Выделяют следующие перспективные подходы в совершенствовании СОИ: разработка многофункциональных индикаторов; разработка полимодальных СОИ; объемное отображение информации; разработка индикаторов с возможностью предсказания дальнейшего развития технологического процесса.

Органы управления машиной классифицируются по различным основаниям следующим образом:

1) по характеру движений человека: простые, повторяющиеся, высокоточные;

2) по назначению: оперативные, периодические, эпизодические;

3) по конструктивному исполнению: кнопки, тумблеры, педали и т.д.

На основании специальных инженерно-психологических замеров и испытаний выдвигаются конкретные требования к отдельным типам органов управления, к совместному расположению индикаторов и органов управления, к системам ввода информации (к клавиатурам) и т.п.

При проектирования рабочего места оператора необходимо обеспечить следующее:

1) достаточное рабочее пространство для оператора;

2) достаточные физические, зрительные и слуховые связи между работниками;

3) оптимальное размещение рабочих мест в помещении, а также безопасные и удобные проходы;

4) необходимое естественное и искусственное освещение;

5) допустимый уровень акустического шума и вибрации;

6) необходимые средства защиты от опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических и психофизиологических).

Инженерно-психологическая оценка (ИПО) заключается в определении основных характеристик деятельности оператора, его рабочего места и СЧМ в целом. Целью ИПО является проверка соответствия указанных характеристик заданным требованиям. Основной методологией проведения ИПО является системный подход.

Принципы проведения ИПО.

1. Инженерно-психологическая оценка должна носить многоуровневый (иерархический) характер.

2. Объектом оптимизации в результате проведения ИПО должны быть в конечном итоге характеристики (показатели) системы в целом.

3. СЧМ являются сложными и динамичными системами, поэтому в процессе ИПО должно быть проведено всестороннее обследование сис­темы с учетом всех возможных ситуаций, требующих участия человека.

ИПО проводится по следующим основным направлениям:

-оценка соответствия конструкции и организации системы инженерно-психологическим требованиям;

-определение выходных показателей качества СЧМ;

-оценка и диагностика состояния оператора в процессе выполнения той или иной работы;

-оценка экономической целесообразности и возможности реализации принятых решений.

Типовая программа обследования и оценки СЧМ состоит из четырех основных разделов.

1. Подготовка к обследованию и оценке, в процессе которой определяется назначение и структурная схема системы, решаемые ею задачи и условия функционирования; выявляются все возможные потоки информации; определяется количество, типы и назначение рабочих мест и функциональные обязанности операторов на каждом из них; определяются режимы работы системы и составляются для каждого из них графики временной загрузки; организуются группы экспертов (наблюдателей) и испытателей, проводится их инструктаж и постановка задач по проведению ИПО.

2. Обследование и оценка системы без обслуживающего персонала. На данном этапе проводится внешний и внутренний осмотр системы; обследуются рабочие места, их элементы (индикаторы, органы управления, средства коммуникации и т.д.) и условия внешней среды, анализируются и оцениваются полученные результаты.

3. Обследование системы с операторами, в процессе которого для каждого из выявленных режимов работы составляются профессиограммы деятельности операторов.

4. Обобщение и анализ полученных результатов. Здесь производится анализ профессиограмм (психологического описания профессий) с точки зрения требований, предъявляемых системой к человеку, и определяется необходимость проведения профотбора; составляются методики обучения и отбора операторов, определяются выходные показатели системы (надежность, быстродействие и др.); разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы в случае ее модернизации и проектирования аналогичных систем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эргономичность СЧМ | Педагогическая наука и педагогическая практика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.