Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эргономичность СЧМ

Показатели качества СЧМ

Любая СЧМ призвана удовлетворять те или иные потребности человека и общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые закладываются при проектировании СЧМ и реализуются в процессе эксплуатации. Количественная характеристика того или иного свойства системы носит название показателя качества СЧМ.

Основные показатели, влияющие на деятельность человека в СЧМ или зависящие от результатов его деятельности, следующие:

быстродействие – время прохождения информации по замкнутому контуру «человек–машина»;

надежность – безошибочность решения задач СЧМ;

точность работы оператора – степень отклонения некоторого параметра, измеряемого, устанавливаемого или регулируемого оператором, от своего истинного, заданного или номинального значения;

своевременность решения задачи СЧМ – вероятность того, что стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое;

безопасность труда человека в СЧМ – вероятность безопасной работы;

степень автоматизации СЧМ – относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами;

экономический показатель – полные затраты на СЧМ.

Интегральной оценкой качества системы «человек–машина» является эффективность СЧМ, под которой понимается степень приспособленности системы к выполнению возложенных на нее функций. При определении эффективности СЧМ учитываются следующие правила:

-для получения полной интегральной оценки следует учитывать всю совокупность частных показателей качества СЧМ;

-частные показатели должны входить в общую оценку с некоторым «весом», характеризующим их важность в данной системе;

-поскольку частные показатели имеют различный физический смысл и измеряются в разных величинах, они должны быть приведены к безразмерному и нормированному относительно некоторого эталона виду.

Все частные показатели с точки зрения их влияния на эффективность могут быть повышающими (надежность, безопасность, своевременность и т.п.) или понижающими (затраты, время решения задачи и др.).

При выполнении рассмотренных условий величина эффективности СЧМ принимает значения в пределах от нуля до единицы и представляет собой своеобразный «коэффициент полезного действия» СЧМ.

Одной из важнейших задач инженерной психологии является совершенствование систем взаимодействия человека с машиной и всей производственной средой, улучшение эргономических показателей системы, обеспечивающих возможность осуществления в ней деятельности человека. На стр. 129 приведена структурная схема эргономических показателей техники. Это иерархическая динамическая структура, включающая несколько


уровней. Эргономические свойства и показатели каждого предыдущего уровня являются основой формирования показателей последующего – бо­лее высокого уровня.

 
 

Оператор в системе «человек–машина»

Человек является главным звеном СЧМ. Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями развития современного производства.

1. С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять.

2. Развиваются системы дистанционного управления. Человек судит о динамике управляемых объектов на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты.

3. Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.

4. В условиях современного производства изменяются условия работы человека: ограничение двигательной активности; работа в условиях изоляции от привычной социальной среды.

5. Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям.

Деятельность оператора в системе «человек–машина» может быть представлена в виде следующих четырех основных этапов.

1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед СЧМ.

2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации.

3. Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т. д.

4. Реализация принятого решении. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений.

На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или неинструментальным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методологические принципы инженерной психологии | Инженерно-психологическая оценка СЧМ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.