Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация образования

Дифференциация и индивидуализация образования

Дифференциация образования – это выделение в образовании разнообразных образовательных траекторий и обеспечение условий для выбора каждым человеком индивидуальной образовательной траектории, в соответствии со своими потребностями, интересами, склонностями, способностями. Для обеспечения разнообразия образования и одновременно доступности его базового уровня дифференциация образования опирается на фундамент обязательных государственных требований к нему (государственный образовательный стандарт).

Выделяют две стратегии практической дифференциации детей:

1)внешняя дифференциация в форме отсева предполагает отбор желающих обучаться в каком-либо образовательном учреждении (элитная школа, высшее учебное заведение) по показателям достигнутого уровня в освоении знаний, умений и навыков, по показателям развития интеллектуальных, музыкальных или других способностей;

2)внешняя дифференциация в форме селекции также предполагает определенную диагностику, но не с целью отсева, а с целью последующего распределения детей в классы (группы) с различными типами или темпами обучения. Права части детей – в первую очередь тех, кто «отсортирован» по «отрицательному критерию», оказываются нарушенными.

Альтернативой внешней дифференциации в форме отсева и в форме селекции может стать внутренняя дифференциация образования или его индивидуализация.

Индивидуализация – это особая организация педагогического процесса, позволяющая создать оптимальные условия для развития способностей и реализации потенциальных возможностей каждого ученика. В условиях группового обучения индивидуализация может осуществляться в форме дополнительных занятий и консультаций или индивидуализированной психолого-педагогической помощи, в виде предоставления учащимся разнообразных заданий и возможности выбора содержания и уровня проработки задания, как организация познавательной деятельности учащихся в собственном темпе (например, с помощью учебника или автоматизированной обучающей системы).

Можно выделить четыре направления информатизации образования, различные по своим задачам, а также роли компьютера и средств коммуникации в учебном процессе:

-решение задачи подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях (информационный мир, и компьютер в том числе, выступают как предмет изучения);

-разработка и внедрение информационных технологий обучения (компьютер – средство обучения);

-педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования (компьютер, Интернет – средства поддержки организационной формы);

-внедрение технологий, связанных с ЭВМ, в организацию и управление педагогическим процессом и образовательными системами (компьютер как средство хранения и обработки информации, связанной с системой образования, как средство информационной поддержки процесса управления образованием).

Использование компьютера как средства обучения наиболее целесообразно в целях:

-самостоятельного изучения курса, индивидуализации обучения,

-реализации принципа наглядности (в качестве «электронной доски», для наблюдения за «невидимыми» в природе, моделируемыми с помощью компьютера процессами и пр.),

-развития мышления учащихся (путем решения познавательных задач, моделирования, программирования);

-повышения мотивации к учению (использование мультимедийных средств, игровых развивающих программ, имитационных игр).

Факт разделения учителя и ученика и наличие посредника в виде компьютера при дистанционном образовании или использовании автоматизированных обучающих систем накладывает существенные ограничения на использование данной формы:

-учащийся лишается «роскоши человеческого общения» с педагогом и сверстниками, лишается образца, которому он может подражать, то есть лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи;

-постоянно находясь в виртуальном мире компьютера и информационных технологий, человек подвергается эффекту «виртуализации сознания», у него суживается диапазон воспринимаемой информации, что ослабляет его связь с внешним миром, затрудняет адаптацию в обществе реальных людей;

-компьютер как средство обучения не может обеспечить все разнообразие видов деятельности, позволяющих личности разносторонне развиваться (не развивается эмоциональная, речевая, графическая, письменная культура учащихся);

-диалог с компьютером формализован (то есть живой диалог заменен его моделью), материал, как правило, подается в условной форме, сжатой и однообразной, контроль знаний ограничен несколькими формами – тестами или программированными опросами;

-работа с компьютером развивает, в основном, логическое мышление, подавляя другой его вид, связанный с образностью, эмоциональностью;

-программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся и задач, стоящих перед ними на данном этапе обучения, поэтому здесь крайне важна роль учителя;

-работа с компьютером оказывает существенное влияние на здоровье ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманизация образования | Направления воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.