Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления воспитания

Сущность воспитания

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями:

-широтой и высотой восхождения человека к общечеловеческим гуманистическим ценностям;

-степенью ориентации в правилах, нормах, ценностях и идеалах общества и мерой руководства ими в поступках и действиях,

-уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности.

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека, другими словами, сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. Однако это не столько «жесткая» регуляция поведения ребенка, сколько опосредованные влияния, приводящие к созиданию собственного личностного механизма, определяющего направленность, способы и характер деятельности, формы проявления личности в социуме (ценностные ориентации, стиль общения, отношение к себе, к другим, к природе, к деятельности). Воспитание предполагает собственную активность воспитанника в самосозидании и саморазвитии. Успешность воспитания проявляется в повышении степени собственной активности воспитанника, в переходе к самостоятельному управлению этим процессом (включая определение целей и способов их достижения) – к самовоспитанию.

Особенности воспитания:

-воспитание является многофакторным процессом (результаты воспитания зависят от генетических факторов и состояния здоровья человека, личностных особенностей и воспитанника, и воспитателя);

-воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного взаимодействия;

-огромную роль в воспитании играет личность педагога, его ценностные ориентации, черты характера, способности, педагогические знания и опыт;

-разностороннее воспитание личности невозможно вне коллектива, который является для ребенка своеобразной моделью общества, основной базой накопления социального опыта.

Нравственное воспитание, имея в своей основе формирование ценностных ориентаций личности, «пронизывает» все другие направления воспитания, отражаясь в них и организуя их в целостность.

Задачами нравственного воспитания являются:

-формирование системы ценностных ориентаций, основанной на принципах гуманизма, приоритета духовных ценностей, самосовершенствования;

-формирование опыта и мотивации нравственного поведения, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

-развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, чувства собственного достоинства;

-развитие нравственных качеств: доброты, честности, справедливости, трудолюбия, ответственности и других:

-формирование отношения к природе как к величайшей ценности, понимания природы как всеобщего условия жизни, потребности и готовности охранять ее.

Умственное воспитание ориентировано на развитие и стимулирование саморазвития интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачами умственного воспитания являются:

-освоение способов познавательной деятельности, овладение системой научных и прикладных знаний и формирование на этой основе мировоззрения, позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности;

-формирование мотивации, опыта и культуры учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов и потребностей, мотивации к самообразованию;

-развитие внимания, воображения, памяти, мышления, интуиции, самостоятельности, творческих способностей.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, уважение к государственной власти, любовь к Родине, культуру межнационального общения, правовую и политическую культуры. В гражданском воспитании можно выделить:

патриотическое воспитание, предполагающее формирование ответ­ственного отношения к семье, к сохранению и развитию ее духовного потенциала, своему народу, его истории, культурному наследию, обычаям и традициям; воспитание любви к малой родине и всему Отечеству; формирование потребности и готовности к активному созидательному труду, готовности служить своей Родине, укреплять ее честь и достоинство; формирование чувства гражданского долга и социальной ответственности;

интернациональное воспитание – формирование представлений о себе и другом человеке как о гражданине Мира, чувств уважения и солидарности с другими народами, воспитание культуры межнационального общения, уважения к любой личности, независимо от расы, вероисповедания, национальности;

правовое воспитание предполагает формирование личностного отношения к закону и правовым нормам как к социальной ценности гуманного общества, формирование конституционных и правовых позиций личности, а также опыта поведения, исключающего противоправные поступки;

политическое воспитание предполагает становление личностного отношения, основанного на уважении к государству и государственной власти, формирование потребности в социальной активности, готовности отстаивать свои убеждения.

Эстетическое воспитание имеет целью формирование эстетической культуры, в основе которой лежат: эмоционально-чувствен­ная восприимчивость к окружающей действительности и произведениям искусства, потребность в овладении эстетической культурой общества и проявлении творческой активности, выражающейся в художественно-эстетической деятельности. Задачами эстетического воспитания являются:

-развитие эстетического отношения к действительности, способности к эмоциональному восприятию прекрасного, способности понимать и отличать прекрасное в искусстве, природе, человеке, человеческих отношениях;

-формирование системы знаний по эстетике, мировой и отечественной культуре;

-формирование мотивации и развитие способностей к художественно-творческой деятельности, выработка опыта организации среды быта, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Задачами трудового воспитания являются:

-формирование отношения к труду как к личной и общественной ценности, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

-развитие таких качеств, как трудолюбие, ответственность, добросовестность, целеустремленность, деловитость; развитие воли, специальных и творческих способностей;

-формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения;

-освоение способов трудовой деятельности, умений и навыков плани­рования, организации, выполнения и контроля трудовых действий, умений применять теоретические знания на практике.

Физическое воспитание имеет целью становление здорового, выносливого, физически развитого человека и направлено на решение следующих задач:

-развитие мотивации к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом;

-формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены и мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

-содействие правильному физическому развитию учащихся, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, волевых и спортивно-физических качеств, психической уравновешенности;

-овладение способами физических тренингов, навыками психорегуляции, формирование опыта укрепления своего здоровья, здорового образа жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информатизация образования | Закономерности, принципы и методы воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.