Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская музыкальная культура 80х-90х годов XIX века

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:

1. композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;

2. новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;

3. молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Русская музыка этого периода развивалась в новых условиях. С точки зрения общественной жизни, 80е годы совпали с периодом жестокой реакции, когда преследовались любые свободолюбивые мысли и демократические настроения. Гонения в печати и в просвещении достигли наибольшей силы после убийства Александра II народовольцами. Это проявилось в жесткой цензуре, в закрытии многих передовых изданий. Подобные явления породили в культуре два направления: декадентское или писсемистическое; прогрессивное (в литературе представлено творчеством Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Гончарова).

Основные тенденции 80х проявились в тематике творчества русских композиторов.

1. Происходит усиление трагической тематики, отразившей сложность и противоречие человеческой личности и окружающей действительности (Чайковский, Мусоргский).

2. Утверждение прекрасного, доброго начала (Римский-Корсаков – образы природы, искусства, Чайковский – воплощение любви).

Значительные изменения коснулись ряда музыкальных жанров. Основной областью творчества становится инструментальная музыка (симфоническая). Оперы продолжают писать Чайковский и Римский-Корсаков, но параллельно они работают над симфоническими произведениями. Не проявляют интерес к оперному жанру композиторы младшего поколения.

Характерная черта – отход от исторической темы, перенесение акцента на лирико-психологическую, трагическую тему. Если историческая тема присутствовала, то она становилась фоном к развитию личной драмы героев.

Характерная черта времени – тяготение к миниатюре не только в инструментальной музыке, но и в оперном жанре (Чайковский «Иоланта», Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери», Рахманинов «Алеко»). Возрастает интерес к жанру кантаты (Чайковский, Танеев) и камерно-инструментальным жанрам (Чайковский, Бородин, Глазунов, Танеев).

80е-90е годы – расцвет русского оперного исполнительства (Ф. Стравинский, супруги Фигнер, дирижер Направник). Важную роль в развитии русского оперного исполнительства сыграли частные оперные театры. Значительна роль частного театра С.И. Мамонтова, в котором работали выдающиеся исполнители: Шаляпин, Забела-Врубель; выдающиеся художники: Врубель, Коровин, Васнецов; как дирижер дебютировал С.Рахманинов

80е годы связаны с ростом концертной жизни. Создаются различные концертные организации: Беляевские симфонические концерты, концерты РМО, консерватории. Значительного расцвета достигло инструментальное исполнительство. Известные пианисты этого времени: Есипова, Зилоти, Блуменфельд; скрипач Л. Ауэр, виолончелисты – Вержбилович, Брандуков. Музыкальная критика была представлена деятельностью Стасова, Кругликова, Кашкина. Музыкальная наука развивалась в трудах Римского-Корсакова, Танеева. Изучение народных песен продолжали Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов.

В данный период формируется новое объединение композиторов «Беляевский кружок», руководителем которого был Римский-Корсаков, а после его смерти – Глазунов. В него входили Лядов, Аренский, Скрябин. Задачи объединения были связаны с пропагандой русской музыки и просветительской деятельностью. По сравнению с Могучей кучкой, беляевцы не преследовали «революционных» задач, но благодаря их деятельности происходило сближение Московской и Петербургской школ, лирико-драматической и эпической ветвей русской музыки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КСР-2 по лекциям | Симфоническое творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.