Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская музыкальная культура рубежа XIX-XX веков

Год.

 

Написанию произведения предшествовал длительный период обдумывания. Замысел относится к 1896 году. Вплоть до окончания работы, Танеев оставил большое количество набросков, черновиков и эскизов.

Композитор использует классический симфонический цикл:

1. Сонатное allegro с суровыми драматическими образами;

2. Adagio лирико-философский центр цикла, величественное, мудрое, исполненное глубокого сдержанного чувства, Бетховенского типа;

3. Скерцо – отводит на второй план все серьезные проблемы;

4. Грандиозный финал – путь к победе.

Каждая часть имеет свое скрытое содержание. В целом, четыре части образуют единый цикл, связанный определенной идеей.

Подобно Чайковскому, Танеев трактует симфонию как драму. Но если у Чайковского антагонизм добра и зла сохраняется на протяжение всего произведения, и лишь в конце намечается выход (либо трагический, либо оптимистический), то у Танеева явно ощущается сближение ранее существующих противоречий. Поэтому драмы Чайковского и Танеева различны. У Чайковского – остро конфликтная, у Танеева – сдержанная, уравновешенная.

Основная идея произведения оптимистична. Она знаменует переход от сомнений, колебаний к утверждению добра, разумного, светлого начала.

Важное качество симфонии – использование принципа монотематизма. Это выражается в следующих моментах:

· формирование самостоятельной темы из мелодических оборотов ранее звучавших тем;

· «пересадка» тематических построений из одной части в другую;

· образование новых тем из ранее второстепенного материала.

 

Первая часть имеет классическое строение. Начало связано с проведением основного лейтмотива, главного интонационного зерна всего произведения. Это лаконичный мотив, включающий движение на напряженный интервал ув4 и в скрытом виде – ум3 (связь с 5 симфонией Бетховена).

Лейтмотив становится основой главной партии. Это суровая, жесткая тема, где основной лейтмотив звучит в обращении (c-moll).

Побочная партия (As-dur) – спокойный вальс. Светлая диатоническая тема также тесно связана с лейтмотивом. В процессе ее развития также возникают обороты, напоминающие лейтмотив, но на диатонической основе.

Заключительная партия довольно велика по масштабам и включает три раздела:

1. развитие элементов главной партии;

2. самостоятельная тема в духе наигрыша (первая тема заключительной партии). Обилие альтерированных ступеней придают ей довольно напряженный мрачный характер;

3. вторая самостоятельная тема заключительной партии драматическая, страстная, в духе тем Чайковского.

Разработка включает четыре раздела.

Первый раздел основан на развитии элементов лейтмотива, первой темы заключительной партии и второй темы заключительной партии, которая превращается в скорбный, стонущий мотив.

Второй раздел – фугато, основанное на развитии элементов главной партии, к которой присоединяется лейтмотив, а затем первая тема заключительной партии.

Третий раздел – лирическая тема побочной партии в сочетании с первой темой заключительной партии.

Четвертый раздел – кульминация, самый драматический момент, где соединяются элементы главной партии, лейтмотива и первой темы заключительной партии.

Реприза не вносит существенных изменений. Здесь утверждается трагическое начало. Конфликт не исчерпан.

Помимо лейтмотива, в первой части выделяется еще одна сквозная тема - первая тема заключительной партии.

 

Вторая часть As-dur – образец философской лирики, светлый, возвышенный, поэтичный. Внутреннее родство тем первой и второй частей подчеркнуто интонационной общностью. Композитор использует сложную трехчастную форму.

Уже в первых тактах основной темы явно ощущается связь с лейтмотивом.

Средняя часть основана на сопоставлении двух контрастных образов:

1. сумрачная, напряженная, тревожная тема;

2. типичный наигрыш, вариант первой темы заключительной партии, но в данном случае, это светлая диатоническая мелодия, в которой черты наигрыша выявляются наиболее ярко.

В динамической репризе основная тема обогащается средствами полифонического развития.

 

Третья часть скерцо F-dur, сложная трехчастная форма. Общий характер – светлый, игривый – отодвигает на второй план основные проблемы, но присутствующие здесь тематические связи опровергают этот факт.

Основная тема скерцо – легкая, стремительная изящная, звучит у гобоя, передавая игривое настроение. Отдельные ее элементы связаны с лейтмотивом.

Средний раздел формируется из материала основной темы второй части. Страстный, экспрессивный мотив представляет собой фразу, заимствованную из развития основной темы второй части.

В завершении репризы напоминает о себе лейтмотив, вносящий ощущение тревоги, но элементы побочной партии первой части возвращают первоначальное настроение.

 

Четвертая часть – финал – утверждает основную идею симфонии. Путь от драматической борьбы к торжеству добра и гармонии. Композитор использует форму рондо-сонаты. Тематический материал заимствован из I и II частей.

Главная партия – модификация главной партии I части. Трехдольный размер заменен двудольным, тема более активна, решительна, с элементами марша.

Побочная партия – суровый мотив из средней части II части. Тонический органный пункт, скачки на септиму, диссонирующие гармонии подчеркивают трагизм.

Заключительная партия самостоятельная, активная тема Es-dur вносит героические черты.

В разработке соединяются в полифоническом развитии несколько тем: тема главной партии финала, главной партии I части, тема побочной партии и основной лейтмотив.

В репризе отсутствует тема главной партии, а побочная звучит в тональности субдоминанты.

Кода является кодой всей симфонии. Она выражает основную идею всего произведения. Это величественный, торжественный гимн. Утверждается тональность C-dur, размер 6/4. В увеличении звучит тема побочной партии I части, в полном виде – основная тема второй части, тема среднего раздела третьей части. В заключении, в фанфарном виде утверждается первая тема заключительной партии первой части. Завершает симфонию лейтмотив. В диатоническом варианте он звучит ликующе, утверждая всеобщую радость.

 

 

Начало XX века для русской истории было ознаменовано рядом значительных политических событий: первая русская революция 1905-1907 г.г., русско-японская война, революционные события 1912-1914 годов, начало первой мировой войны (1914-1922). Напряженная политическая атмосфера нашла отражение в культуре. Это было связано с появлением ряда группировок: как декадентских, так и прогрессивных.

Искусство этого периода активно развивалось в следующих направлениях:

· реализм в литературе связан с деятельностью Л. Толстого, А.Чехова, А. Толстого, Куприна. В театральном искусстве принципы реализма провозглашал Московский художественный театр, руководимый Станиславским и Немировичем-Данченко. В живописи реализм связан с работами Репина и В. Серова;

· импрессионизм – искусство, воплощающее мимолетное впечатление, утвердившееся в живописи и связанное с деятельностью художников из группы «Мир искусств». Активный деятель этого объединения С. Дягилев стал инициатором создания импрессионистского балета;

· символизм – литературно-художественное, философское направление, возникшее во Франции (Ст. Малларме, Поль Верлен). В России символизм получил специфическую трактовку, хотя многое сближало его с классическим символизмом: хрупкость, утонченность, бессюжетность. Среди русских поэтов-символистов – А. Белый, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, ранний Блок. Принципы символизма проявились в деятельности условного «театра масок». Его представители подчеркивали условность театрального искусства, значение мастерства режиссера и актера. Наиболее яркий представитель символистской режиссуры – В. Мейерхольд.

В русском искусстве рубежа XIX – XX веков видную роль сыграл Сергей Дягилев – блестящий организатор объединения «Мир искусств» и «Русских сезонов» в Париже и Лондоне.

Идейно-художественные взгляды объединения складывались в борьбе с консерватизмом, за истинное, национальное искусство. Основу объединения составили художники Серов, Васнецов, Головин, Коровин, позже к ним присоединились Бенуа и Бакст. Они утверждали, что искусство должно быть свободно от социальных взглядов. Главное – это красота и неповторимая творческая индивидуальность. С деятельностью этого объединения начинает развиваться книжная графика.

В 1901 году появляется новое музыкальное объединение «Вечера современной музыки». Их взгляды совпадали с взглядами представителей «Мира искусств». Они активно поддерживали молодых музыкантов, пропагандировали лучшие достижения современной отечественной и зарубежной музыки. Здесь получили поддержку Стравинский, Мясковский, Прокофьев.

Для музыкального искусства этого времени характерна многотемность и присутствие различных стилевых направлений. Характерной чертой времени стало тяготение к камерности во всех жанрах. В симфонической музыке многочастный симфонический цикл перерождается в одночастную симфоническую поэму (Скрябин). Наблюдается синтез вокальных и инструментальных жанров (Рахманинов кантата «Весна»). Развивается жанр концерта в творчестве Рахманинова. Продолжает развиваться вокальная лирика и инструментальная миниатюра.

Рубеж XIX – XX веков связан с расцветом исполнительского мастерства в творчестве Рахманинова, Скрябина, Метнера, Игумнова, Есиповой, Зилоти, Сафонова, Гольденвейзера, Собинова, Шаляпина, дирижеров Черепнина и Рахманинова.

Русское музыкальное искусство этого времени обогатилось творчеством двух выдающихся композиторов: Скрябина и Рахманинова. В их творчестве по-разному отразилось ощущение грядущих перемен. У Скрябина – пафос творческой и героической личности, у Рахманинова – пафос весеннего пробуждения природы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СИМФОНИЯ № 4 c-moll | Фортепианное творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.