Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фортепианное творчество

1872-1915

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН

Выдающий композитор, пианист, в творчестве которого наиболее ярко отразилось смятение чувств в психологии русского общества на рубеже веков.

Скрябин родился в интеллигентной семье. Его отец – дипломат, мать – пианистка, блестяще закончившая Петербургскую консерваторию. С рождения Скрябин рос хрупким и изнеженным ребенком. Рано проявились его музыкальные способности. Общее образование он получил в кадетском корпусе, в котором он занимался с 1882 по 1889 год. Параллельно берет уроки теории музыки у Конюса, Танеева, фортепиано у Зверева.

В 1888 году Скрябин поступает в Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. Заканчивает обучение в 1892 году по классу фортепиано. Класс композиции перестает посещать в связи с возникшими разногласиями с преподавателем А. Аренским.

Первое серьезное испытание (болезнь правой руки) заставляет его обратиться к религии. По окончании консерватории знакомится с Беляевым, который становится издателем его произведений и организует его первую поездку за границу.

Скрябин становится выдающимся пианистом своего времени. Его исполнительская манера привлекала одухотворенностью, изящностью, полетностью. С 1988 года Скрябин – профессор Московской консерватории. В 1903 году оставляет преподавательскую деятельность и посвящает себя творчеству. В это время он совершил концертную поездку за границу, посетил Италию, Францию, Швейцарию, США. Здесь же он создает свои лучшие произведения. В 1909 году возвращается в Россию.

В 1910 году композитор создает последние симфонические произведения, среди которых симфоническая поэма «Прометей». К этому же времени относится замысел «Мистерии». В 1915 году Скрябин скоропостижно скончался от заражения крови.

Музыка Скрябина говорит о мощи разума, силе творческой воли. Это объясняет господство праздничного, триумфального начала в его музыке. Трагедия не свойственна ей.

Искусство композитора возникло в обстановке грандиозных перемен. Своеобразная программа его творчества – революционное воздействие искусства (своего) на окружающую действительность – развивалась под влиянием философии субъективного идеализма (солипсизма). Реальный мир воспринимался им как порождение собственного сознания, поэтому вполне закономерны возникающие противоречия между демократической устремленностью композитора и элитарностью образов.

Традиции романтического искусства, в частности творчества Ф. Шопена, сказались в стремлении Скрябина к лирической фортепианной миниатюре. Но Скрябин унаследовал от Шопена лишь лирическую направленность, оставив в стороне жанровую и фольклорную основы.

Стремление к жанру симфонической поэмы, ораторской патетике связывает его с Листом, но его патетические образы не лишены полетности и прозрачности.

По-своему Скрябин применил и принцип программности, взяв за основу философскую тематику.

В русской музыке можно провести параллель с Чайковским в пылкой эмоциональности и завуалированной жанровости.

Тесная связь прослеживается с современными стилевыми направлениями: символизмом, импрессионизмом и экспрессионизмом.

Более значительна связь с символизмом, благодаря философско-поэтической символике, «непознаваемости» образов, использованию метафор и поиску «сверхидеала». Связи с импрессионизмом – в зыбкости колорита, в игре красок. С экспрессионизмом связывает эмоциональная неуравновешенность музыки.

Важна историческая заслуга Скрябина в развитии жанров симфонической и фортепианной музыки. В трех его симфониях нашли продолжение традиции лирико-психологического симфонизма Чайковского, героического симфонизма Бетховена, философского симфонизма Танеева.

В количественном отношении творчество Скрябина довольно обширно: 10 сонат для фортепиано, фортепианный концерт, пьесы, поэмы для фортепиано, симфонические произведения (три симфонии, «Поэма экстаза», «Прометей»).

Творчество композитора делится на три периода:

1. Ранний, 80е-90е годы. Здесь явно ощущается влияние Шопена. В этот период композитор работает в фортепианных жанрах, но использует не все. Его не привлекает пейзажная лирика. Он создает мазурки, вальсы, в которых еще сохраняются жанровые черты. В дальнейшем танцевальность исчезает. Излюбленные жанры этого периода: прелюдии и этюды. Именно в этот период складываются особые черты характера Скрябина: хрупкость, изысканность, утонченность, «капризность». Лучшие произведения – 24 прелюдии ор.11, 12 этюдов ор.8, с 1 – 3 сонаты, фортепианный концерт fis-moll. Из всех выразительных средств важную роль играет гармония (хроматизмы, альтерация, модуляции). При этом характерна четкость и ясность формы.

2. Зрелый период творчества 1900 – 1907 года. Кроме фортепианных произведений композитор создает симфонии. В области фортепианной музыки появляется новый жанр – поэма, и поэмность становится отличительной чертой творчества. Лучшие произведения – три симфонии, 4, 5 сонаты, две поэмы для фортепиано ор.32, «Поэма экстаза». В этот период складывается своеобразный сюжет произведений Скрябина. В его сочинениях можно выделить три образно-эмоциональные сферы:

 

Томление Преодоление Достижение экстаза
Мечта, статика, «высшая утонченность» Полет Утверждение радости, «высшая грандиозность»

 

Музыкальный язык значительно усложняется. В мелодии появляются активные, повелительные интонации (темы воли, самоутверждения). Гармония связана с усложнением ладовых структур. Используется увеличенный лад, альтерированные гармонии доминанты, септаккорды, нонаккорды, внезапные тональные смещения. При этом смелость музыкального языка сочетается с простотой и ясностью форм.

3. Поздний период. Лучшие произведения: симфоническая поэма «Прометей», сонаты с 6 по 10. Происходят изменения в образной сфере. Музыка приобретает более суровый и несколько мрачный колорит. Скрябин отказывается от широкого симфонического развития и использует принцип комбинирования материала. Наблюдается усложнение гармонии, фактуры. Диссонанс начинает выполнять устойчивую функцию. Композитор отказывается от традиционных ладов, используя сложные ладовые структуры.

 

Составляет наибольшую часть творческого наследия композитора. Сочинения для фортепиано отразили творческие поиски Скрябина и стали предварительными набросками его крупных симфонических полотен. Наиболее многочисленную группу составляют миниатюры, среди которых композитор отдает предпочтение прелюдиям и этюдам. Скрябин создает ряд фортепианных произведений крупной формы: концерт, 10 сонат, поэмы. В некоторых произведениях отражены философско-эстетические взгляды композитора. Это проявилось в своеобразных названиях: «Маска», «Загадка», «Ирония», «Странность». Фортепианные произведения дают полное представление об эволюции стиля композитора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русская музыкальная культура рубежа XIX-XX веков | Две поэмы ОР. 32
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.