Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КОНЦЕРТ № 2 c-moll

КОНЦЕРТЫ

 

Жанр концерта получил значительное развитие в конце XIX начале XX века. К нему обращались Чайковский, Глазунов, Аренский, Скрябин, Рахманинов. Причиной распространения стала блестящая концертная деятельность композиторов: Аренского, Скрябина, Рахманинова. У Рахманинова концерт становится ведущим жанром, так как в нем сконцентрировались основные черты его стиля.

Творческое наследие композитора включает четыре концерта для фортепиано и рапсодию на темы Паганини.

1й концерт fis-moll создан в 90е годы. Это раннее произведение композитора, в котором отразились традиции Грига, Шумана, Чайковского.

2й и 3й концерты c-moll и d-moll созданы в 1901 и в 1909 годах.

4й концерт (1926 год) начат в России, закончен за рубежом. Произведение драматического характера.

5й концерт (Рапсодия на тему Паганини, 1934 год) одночастный.

Все концерты, кроме 5го имеют три части, во втором и третьем главную роль играет солист, в 4м – оркестр.

Все концерты непрограммны, но в них, особенно во втором и в третьем присутствует скрытое содержание: тема художник и Родина, попытка проанализировать оппозицию: я и мир.

Эта тема раскрывается с двух точек зрения:

1. с позиции автора, рассказчика;

2. с позиции непосредственного участника событий.

В связи с этим, первая точка зрения имеет объективный характер, вторая – субъективный. Вся концепция строится на объединении, либо размежевании точек зрения.

 

 

Оптимистическая идея произведения связана с прославлением радости жизни. Музыка сочетает драматические настроения и одухотворенную лирику.

Первая часть – сонатная форма со вступлением и кодой. Вступление имеет эпический характер с оттенком грозного, звучит в тональности субдоминанты. Яркие гармонии, остинатный бас создают ощущение колокольного звона. В заключение вступления формируется суровый октавный мотив, который будет иметь особое значение в дальнейшем развитии.

Главная партия одновременно сочетает лирическое и маршевое начало. Лирика связана с выразительной песенной темой, опирающейся на секундовые интонации. А маршевость ей придает четкий аккомпанемент. Так уже в главной партии дается сочетание объективного и субъективного начал.

Главная партия излагается в трехчастной форме. Ее средний раздел представляет выражение скрытой лирики (развитие секундовых интонаций). Реприза главной партии предельно концентрированная, краткая – активное выражение маршевого начала.

Связующая партия – краткий модулирующий переход из c-moll в Es-dur.

Побочная партия – страстная, мечтательная, романтичная. В отличие от главной партии, здесь быстро завоевывается кульминация. Для темы характерна импровизационность.

В процессе развития побочной партии появляется тема-спутник. Она более сдержанна, но достаточно выразительна и проникновенна.

Заключительная партия содержит два элемента: первый – виртуозное завершение побочной партии, второй элемент – измененный мотив вступления, суровый и решительный.

Разработка представляет собой сплав нескольких элементов:

1. напряженный неустойчивый мотив главной партии;

2. фигурация из развития главной партии;

3. видоизмененный мотив вступления.

Все три элемента связаны воедино и развиваются по принципу единой динамической волны. В кульминации разработки на основе мотива вступления формируется маршевая тема, которая придает музыке активный патетический характер и подготавливает репризу.

Реприза главной партии, благодаря синтезу с маршевым мотивом, рожденным в разработке, приобретает уверенный, энергичный характер. В ней отсутствует лирический элемент. Средний раздел, наоборот, приобретает нежный, хрупкий оттенок и звучит у солиста.

Побочная партия дана в увеличении, в тональности As-dur. Она приобретает субъективно-отстраненный характер. В зоне побочной партии преобразуется мотив вступления. Он звучит в увеличении, приобретает лирико-мечтательный характер и выполняет функцию «тихой кульминации».

Кода возвращает динамику движения, но в целом, наблюдается спад напряжения. Таким образом, в первой части происходит окончательное размежевание контрастных начал: главная партия распадается на два контрастных образа, а побочная приобретает субъективную окраску.

 

Вторая часть – образец рахманиновской поэтичной лирики. Излагается в трехчастной форме. Музыкальное развитие опирается на одну тему.

Открывается вторая часть вступлением, в котором выделяются три раздела:

1. хорального склада, звучит в оркестре, модулирующий переход их c-moll в E-dur;

2. фигурации у солиста с эффектом полиметрии и скрытым двухголосием;

3. секвенция у флейты.

Первый раздел трехчастной формы – редкий по протяженности образец сложного периода. Подобные масштабы достигаются благодаря длительному развертыванию неизменных интонаций.

Тема небольшого диапазона. Мелодический рисунок построен на вращении вокруг центра «gis». Она исполнена глубокого, безмятежного покоя. Особую полноту и насыщенность ей придает гармоническое освещение. Мелодическое и гармоническое своеобразие создает одновременно русский и восточный колорит.

Второе проведение темы – второе предложение сложного периода – звучит у солиста и завершается модуляцией в тональности доминанты.

В средней части созерцательная тема приобретает страстный, патетический характер. Непрерывное динамическое развитие подводит к скерцозному эпизоду и подготавливает виртуозную каденцию солиста.

Реприза возвращает первоначальное состояние.

Завершается часть большой кодой. Ее мелодия спокойна, благородна. Насыщенные гармонии, фигурации фактуры создают величественный и спокойный образ.

 

Третья часть – финал – предваряется обширным вступлением, в котором происходит модуляция из E-dur в c-moll. Уже во вступлении заложен основной характер музыки – ощущение радостного возбуждения.

Главная партия излагается в трехчастной форме и имеет скерцозный характер. Быстрый темп, танцевальный ритм создают ощущение стремительного потока.

Побочная партия имеет томный восточный характер (тонический органный пункт, гармонический мажор, ув2, хроматические интонации). Тема излагается в оркестре, а затем у солиста.

Заключительная пария своеобразного мелодического рисунка спокойно и умиротворенно завершает экспозицию.

Разработка имеет стремительный, бурный характер. Она включает два раздела: первый основан на развитии темы главной партии, изобилующей тембровыми и регистровыми контрастами; второй – энергичное фугато на материале главной партии.

Реприза предельно сокращена (8 тактов). Проведение темы главной партии становится кульминацией разработки. Побочная партия широко развита в тональности Des-dur.

Все развитее направлено к коде. Ей предшествует активный разработочный раздел. Основу коды составляет тема побочной партии, которая из лирической преобразуется в торжественный, ликующий гимн. При этом интонации побочной партии объединяются с главной партией. Таким образом, происходит объединение тематизма и утверждается оптимистическая идея произведения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткие биографические данные | Прелюдии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.