Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прелюдии

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Будучи выдающимся пианистом своего времени, Рахманинов вошел в историю русской музыкальной культуры как блестящий фортепианный композитор. Его произведения представляют новый этап в развитии русской и мировой фортепианной музыки.

Композитор в совершенстве владел инструментом и широко использовал его возможности. Фактура его произведений плотная, полнозвучная. Мощные глубокие басы придают объем и густоту. Своеобразны гармонические краски: от ярких, сочных, до прозрачных, акварельных.

Разнообразны жанры фортепианной музыки: цикл 24 прелюдии 23 и 32 опусы, две тетради этюдов-картин, 6 музыкальных моментов, 2 сюиты, 2 сонаты, 2 вариационных цикла, пьесы. Характерно, что большинство произведений написано в русский период творчества.

 

Занимают особое место, так как в них представлены наиболее типичные образы фортепианного стиля композитора. 24 прелюдии охватывают два опуса: 23й и 32й. В цикле нет образных и интонационных связей, но некоторые черты единства присутствуют: используются 24 тональности мажора и минора; произведения сгруппированы по принципу общности характера и фактуры. Тонально цикл не завершен, поэтому есть возможность исполнения отдельных произведений.

Прелюдии Рахманинова отличаются от прелюдий Лядова и Скрябина в сторону большей концертности, масштабности и богатого внутреннего развития. Произведения Рахманинова более образны, хотя и непрограммны. Некоторые из них имеют жанровое наклонение. Например: прелюдия d-moll – менуэт, прелюдия D-dur – баркарола, g-moll – марш.

 

Прелюдия № 1 ор.3 cis-moll – образец лирико-патетического стиля, насыщена страстным, мятежным чувством. Излагается в простой трехчастной форме.

Первая тема суровая, мрачная, излагается в виде диалога: октавному мотиву в низком регистре отвечают скорбные интонации верхних голосов.

Средний раздел основан на секвентном развитии хроматического нисходящего мотива. Стремительное развитие подводит к кульминации – репризе. Здесь основная тема звучит грандиозно, в массивной аккордовой фактуре. Небольшое заключение напоминает отдаленный звук колокола.

 

Прелюдия № 3 ор.23 B-dur – торжественного, ликующего характера. Яркая, фанфарная тема звучит на фоне бурных стремительных пассажей.

Тема среднего раздела внутренне не контрастна первой, но внешне – благородна и величественна.

 

Прелюдия № 5 ор.23 D-dur – образец пейзажной лирики Рахманинова, навеянная образами русской природы. Широкая тема песенного склада развивается на фоне мягко покачивающегося аккомпанемента. В процессе развития она насыщается выразительными подголосками. После яркой кульминации заключение звучит спокойно и умиротворенно.

 

Прелюдия № 6 ор.23 g-moll – сложная трехчастная форма. Первая тема – суровый героический марш. Излагается в плотной аккордовой фактуре, активно, энергично. Объединяющим моментом является ритмическая фигура «две шестнадцатых, восьмая».

Тема среднего раздела – страстного, лирического характера с элементом восточного. Выразительный подголосок опирается на ритмическую фигуру «две шестнадцатых, половинная» - вариант основной ритмической фигуры.

 

Прелюдия № 21 ор.32 h-moll – отражает мрачное настроение. Основная тема проникнута состоянием скорби. Она формируется на основе повторов кратких секундовых мотивов.

Средняя часть – гневный протест. Массивная фактура создает звучание необычной густоты, что подчеркивает суровый характер. Но волевой порыв не приводит к разрешению проблемы. Вновь возвращается основная тема, которая подчеркивает мысль о необратимости произошедшего.

Прелюдия № 23 ор.32 gis-moll – лирико-элегического характера. Воссоздает зимний пейзаж. Песенная мелодия небольшого диапазона звучит на фоне однообразных фигураций сопровождения. Яркая кульминация и постепенное затухание создают изобразительный эффект приближения и удаления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КОНЦЕРТ № 2 c-moll | Вокальное творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.