Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития отечественной музыкальной культуры первой половины XX века

Год

 

В творчестве Стравинского девять балетов и ни один из них не отличается полно масштабностью. Длительность самого крупного балета не больше часа.

Все балеты композитора можно разделить на две категории: балеты с ослабленной сюжетной линией (обряд «Свадебка», миф «Орфей», итальянская комедия масок «Пульчинелла»); бессюжетные балеты («Агон» в переводе – состязание, соперничество; представляет собой состязание танцевальных пар). Исключение составляет балет «Петрушка» с ярко выраженной сюжетной линией.

В творчестве русских композиторов был намечен путь симфонизации балетного жанра (Чайковский, Глазунов). Стравинский становится основоположником второй линии русского балета, основанной на чередовании контрастных эпизодов.

В балете четыре картины:

1. Народные гулянья на масленой.

2. У Петрушки.

3. У Арапа.

4. Народные гулянья на масленой (под вечер).

Роль своеобразного занавеса между картинами выполняет дробь малого барабана.

Первая картина состоит из трех разделов.

Первый раздел – картина народного гуляния, передает характеристику ярмарочной толпы. Здесь широко используются изобразительные моменты. Музыкальный язык отличается многоплановостью: он вырастает из одновременного сочетания и наслоения различных интонаций, гармоний, тембров.

Друг за другом следуют эпизоды: приплясывающих гуляк, основанный на подлинной народной теме «Далалынь, далалынь»; балаганного деда, эпизод шарманщика и уличной танцовщицы со специфической имитацией звучания шарманки и распространенной в городском быту песни «Под вечер осенью ненастной». Примитивный вальс, изображающий звучание музыкального ящика («Чудный месяц плывет над рекою»), накладывается на «голос» шарманки.

Второй раздел – характеристика фокусника, выдержанная в мрачных, таинственных тонах. Характер создают неустойчивые созвучия, хроматические интонации, тембр низких деревянных духовых и струнных инструментов. Своеобразна тема фокуса – каденция флейты.

Третий раздел – русская пляска, которую исполняют куклы. В ней сочетается блеск, задор с оттенком механичности. В основе тема хороводной песни «Ай во-поле липенька».

 

Вторая картина – портрет главного героя, маленького, уродливого человека, страдающего от неразделенной любви, его моносцена. Она основана на трех лейтмотивах: лейтмотив протеста с элементами политональности, лейтмотив страдания – нисходящая секундовая интонация и лейтмотив проклятья – гневная фанфара трубы.

 

Третья картина. В отличие от Петрушки, вызывающего искреннее человеческое чувство сострадания, Арап и Балерина – символы. Балерина – символ внешней красоты и внутренней пустоты. Арап – воплощение тупой и грубой силы.

Тема Арапа связана с неподвижной, угрюмой темой. Балерина характеризуется в танце. Пародия на танец обольщения – плоская, механически-бездушная мелодия в исполнении солирующего корнета и сопровождении малого барабана.

Оригинален вальс-дуэт Балерины и Арапа. Нескладная двудольная мелодия Арапа у низких струнных звучит совместно с изящным вальсом Балерины. Подобный эффект воспринимается весьма комично, так как тема Арапа звучит вразрез всей музыке сцены.

Дуэт прерывается появлением Петрушки и переходит в борьбу двух соперников. Отчаянные аккорды с тритонами утверждают поражение Петрушки.

 

Четвертая картина – смысловая и интонационная реприза балета. Так же как и первая картина простроена по принципу сюиты. Основу составляет тематический материал первой картины, в который вкраплены новые эпизоды: пляска кормилиц с темами «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы, сени, мои сени»; эпизод мужика с медведем с оригинальными изобразительными приемами в инструментовке; удалой танец кучеров и конюхов на тему «А снег тает» совместно с танцем кормилиц; яркий изобразительный эпизод ряженых.

Кульминация балета – смерть Петрушки (в оркестре падает бубен). Неожиданный итог – лейтмотив проклятья Петрушки звучит как гневный протест.

 

 

 

В отечественном искусстве после революции 1917 года произошли глубокие изменения. Был издан ряд законов, поддерживающих развитие культуры и искусства: Декрет о национализации консерваторий, филармоний, театров; Декрет о сохранении памятников старины, великим умам и представителям искусства. Вопросы культуры решал нарком просвещения, возглавляемый Луначарским.

Новый зритель предъявлял новые требования к искусству, что привело к появлению нового направления – массовой культуры. Это было связано с развитием искусства хорового пения, музыкальной и театральной самодеятельности, а также музыки в армии и на флоте.

Жанры массовой культуры: массовая песня, музыка для народных, духовых инструментов, эстрада и джаз, массовые театрализованные действа.

В художественном творчестве 20х годов разворачивается борьба различных организаций, рассматривающих вопросы культуры и искусства. Наиболее влиятельной организацией была Пролеткульт. Деятели организации считали, что новое искусство должно стать полным отрицанием старого. Они пропагандировали народную песню, музыку для оркестров народных инструментов, хоровое искусство.

РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) решала аналогичные задачи, негативно относилась к классическому наследию, считая его проявлением буржуазного строя. Предпочтение отдавалось лишь Бетховену и Мусоргскому.

Наиболее прогрессивной организацией была АСМ (ассоциация современной музыки), которая пропагандировала лучшие достижения современного искусства. В 1932 году постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» все объединения были распущены и создан Союз композиторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Петрушка | Развитие основных жанров профессиональной музыки в 30е годы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.