КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды социологического исследования. Программа и план исследования
Обработка социологической информации. Роль и значение социологического исследования Методы сбора социологической информации Виды социологического исследования. Программа и план исследования Лекция №11. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Виды социологического исследования. Главный мотив обращения к социологическим исследованиям - потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты, но которые требуется учитывать в практике социального управления в широком смысле слова. Речь идет как о политическом, административном, экономическом, финансовом, так и об идеологическом либо массово-потребительском управлении. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа: 1) подготовку исследования; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; 4) анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Хотя каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований либо сбора весьма приблизительных сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потребность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных проблем. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также опрос специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Это исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают его характер. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. Программа и план исследования. Программа содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов: методологическая часть - формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки. Возникшую противоречивую жизненную ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных институтов, принято называть социальной проблемой. Социальная проблема выступает как своего рода состояние "знание о незнании" определенных сторон, количественных и качественных изменений характеристик какого-либо социального явления или тенденций социального процесса. В формулировке проблемы исследования должны получить как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. Прикладные социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, так как призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми она непрерывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых специалистов и т.д. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы, а значит, и быть объектом исследования. Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия) и подлежат изучению. Предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования. Логический анализ основных понятий. Эта часть программы предусматривает осуществление ряда таких методологических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии сбора первичной информации единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования. Логический анализ этих понятий предполагает точное всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе - уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии. При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия "социальная активность" предполагает выделение таких ее составляющих, как активность в сфере экономической, финансовой, политической, благотворительной, экологической, просветительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и другой деятельности. Дальнейшее объяснение выделенных понятий приближает к определению сущности отдельных сторон предмета исследования. Между логическим анализом основных понятий и социологическим исследованием существует тесная взаимосвязь. В свою очередь характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной социологической информации. Формулировка гипотез исследования. Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Таким образом, предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере ипричинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не ограничивали исследователя, заранее не предопределяли направленность итоговых результатов его работы. Их формулируют однозначно, избегая расплывчатых понятий. Задачи социологического исследования. Они формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступать поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Описательные и аналитические социологические исследования включают в себя несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ней дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из нескольких относительно автономных "частных" исследований. Определение обследуемой совокупности. Определением объекта исследования не завершается решение вопроса о количестве и характере той совокупности людей, которая должна быть охвачена этим исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы сроки исследования, а значит, и получение нужной информации, потребовало бы значительных финансовых затрат, и само исследование оказалось бы громоздким. Поэтому большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер. По строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам (а порой, если этого требуют задачи исследования, и другим характеристикам) структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. От правильности ее проведения в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей, документов либо иных источников первичной социологической информации, в пределах которой и будет проведен опрос. Выборка прежде всего должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, т.е. единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта - образования, квалификации, пола и т.д. При подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть служила микромоделью целого и содержала важнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа. Выборочная совокупность - это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, анализируемые документы и т.д.), подлежащие изучению, и есть единицы анализа. Ими могут быть как отдельные люди, так и целые группы. Выборка формируется следующим образом: на первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения, группы населения. Среди них в свою очередь отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются единицами отбора, а уже из них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток между отбираемыми называется шагом отбора или шагом выборки. Существует метод серийной выборки. Здесь генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т.д.) на однородные части (серии). Затем отбираются респонденты из каждой серии, число которых пропорционально общему числу элементов в ней. Социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например полу, возрасту, видам обучения. В исследованиях также применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки - это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет и журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность. При проведении разведывательного исследования обычно применяют метод основного массива. В подобных случаях опрашивают до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Например, в качестве такого признака берется уровень квалификации, образования и т.п. В переводе с латинского слово "квота" означает часть, приходящуюся на каждого. Отсюда и подход к выборке: необходимо определить, какая часть опрошенных должна приходиться на долю респондентов с различным уровнем образования и квалификации. Имеющиеся данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их числовые значения - показателей квоты. Респонденты при такой методике отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот. Число признаков, данные о которых отбираются в качестве квот, обычно не превышают четырех, ибо при большем числе показателей отбор респондентов становится практически невозможным. Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Умело разработанный план социологического исследования - хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения. Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительской деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления. В то же время планированию социологического исследования присущи некоторые особенности. Любое исследование состоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур. Их неразрывно связывает между собой единая научно-исследовательская логика, которая заложена в рабочем плане исследования. Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в четыре блока. В первом блоке определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; размножение инструментария для полевого исследования; составление сметы и расчет материальных и финансовых затрат на исследование. Второй блок отражает все организационные и методические пилы работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый или групповой сбор первичной социологической информации. Здесь предусматриваются и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических "выходах" исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария. Третий блок охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке, и собственно обработку. Предварительно осуществляются проверка качества заполнения бланков интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, кодировка открытых и полуоткрытых вопросов, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации исследовательская группа получает табуляграммы либо иные виды распечаток социологических данных. Четвертый блок включает все виды работ, связанные с анализом результатов исследования, обработкой полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных прогнозов.
2. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Метод опроса не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Опрос как метод познания социальных явлений и процессов имеет в социологии давние традиции. В комплексе методов сбора социологической информации опрос наиболее популярен. Но это не означает, что он выступает универсальным методом для получения социологических данных. Специфика метода опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации служит человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами, - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию. Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Не менее ценное его достоинство - широта охвата различных областей социальной практики. Анкетирование. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета могла успешно выполнить свое предназначение - дать в руки исследователя достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности различных вопросов, из которых она состоит. Автор социологической анкеты адресует каждый вопрос большой совокупности людей. Следовательно, вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам и т.д. Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию (вопросы о фактах поведения и о личности респондента), по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные) и по функции (основные и не основные). Содержательные вопросы направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий и т.п. Они могут касаться любых объектов - как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондентов. При составлении вопросов о знаниях довольно часто нарушается одно из обязательных условий - соответствие формулировки вопроса исследовательской задаче. Критерии оценки знаний у разных людей, как правило, не совпадают с теми, которые подразумеваются исследователем, когда он задает вопрос. Мало информированный человек может быть вполне доволен имеющимся у него запасом знаний и оценит свою информированность как хорошую. В то же время человек, обладающий более высоким уровнем знаний, но испытывающий дефицит интересующей его информации, выберет оценку "средне" или "слабо". Между тем довольно часто авторы подобных вопросов интерпретируют ответы на них как данные о фактическом уровне знаний респондентов, хотя в действительности речь идет лишь о самооценках. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Не альтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов. В отличие от закрытых, открытые вопросы не содержат подсказок и не "навязывают" респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте. Поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более обширную по содержанию информацию, чем при помощи закрытых вопросов. Характерно, что психологическая основа ответа на закрытый вопрос существенно иная, в отличие от случая с открытым вопросом. Соответственно не совпадает и содержание полученной информации. Формулируя ответ на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями. Следовательно, такой ответ будет более индивидуализирован и даст более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондента. Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, при которых предполагается заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов. При этом надо помнить, что заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобождает отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности. Такие прямые вопросы часто или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Конструкция анкетного опроса имеет ряд особенностей. Он должен длиться не более 30-40 мин, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов. Более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать после более простых. Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Трудные вопросы лучше поместить в середину анкеты, чтобы респондент "включился" в тему. Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале они должны касаться установления того или иного факта, а потом уже - его оценки. Это важнейшее требование социологического исследования. Интервьюирование. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже, чем другие формы анкетирования. Это обусловлено в первую очередь недостаточным развитием сети постоянных интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки в сравнении с анкетированием. Главное различие между ними состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. При интервьюировании исследователь лично задает респонденту предусмотренные вопросы, организует и направляет беседу с ним и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное (стандартизированное) интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При этом виде опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Фокусированное интервью имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, их последствий и причин. Респондентов в этом случае заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, о которой пойдет речь, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждаться, и т.д. Предварительно заготавливаются вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен; он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. Свободное интервью имеет место в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или разработанного плана беседы. Обозначается только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Метод наблюдения. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации - это всегда направленное, систематическое, непосредственное отслеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что он осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Он позволяет непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения. Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить событие, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказываться, комментировать ситуацию. Недостатки метода наблюдения выделяются в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя). К объективным недостаткам относят ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Еще одна особенность метода - сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события. Наконец, метод имеет высокую трудоемкость. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации. Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации могут оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т.д. Метод наблюдения классифицируется по нескольким основаниям: по степени формализованное (структурализованное и не структурализованное), по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и не включенное), по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), по регулярности проведения (систематическое и несистематическое). Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных социологических исследованиях. Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения свойственна высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями. Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллектива; в других - наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. Наблюдение позволяет полностью рассматривать исследуемое явление как бы изнутри. Но существует и принципиальная ограниченность метода. Логика обстоятельств зачастую побуждает наблюдателя смотреть на происходящее глазами его очевидцев, в результате чего возникает опасность утраты наблюдателем объективного подхода к изучаемому процессу. Трудны и некоторые этические моменты. Каковы, например, границы, дальше которых недопустимо сохранять инкогнито в изучении человеческих отношений? Наблюдения называются полевыми, если они протекают в естественных для наблюдаемых условиях: на стройке, в цехе, в аудитории и т.д. Когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или проводимое в циклическом режиме. Среди несистематических наблюдений выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее не запланированным явлением, неожиданной ситуацией. Метод анализа документов. Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, не только передают событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом. Вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов. К документам в прикладной социологии относятся различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают также теле-, кино-, фотоматериалы, звуковые записи и т.д. Существует ряд оснований для классификации документов. По статусу различают документы официальные и неофициальные; по форме изложения - письменные и статистические; по функциональным особенностям – информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские. При этом подчеркивается ведущая направленность документа, однако чаще всего она выполняет несколько функций. Официальные документы преимущественно отражают общественные связи и выражают коллективную точку зрения. Все эти документы составляются и утверждаются государственными или общественными органами, коллективными или частными учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства. К неофициальным относятся личные документы: дневники, мемуары, частично переписка между людьми и т.д. Особое значение имеют письма населения в различные органы власти, в редакции средств массовой информации. Важнейший источник документальной информации - материалы прессы, отражающие все стороны жизни общества. Публикации газет синтезируют в себе черты документов различных типов: "словесную", цифровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления и письма граждан, документы истории и репортажные материалы о современной действительности. Во всем многообразии исследовательских приемов, используемых при изучении документов, выделяются два основных вида: качественный анализ, который иногда называют традиционным, и формализованный, или контент-анализ. Эти два подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако, могут друг друга дополнять. Суть традиционного подхода заключается в углубленном логическом исследовании содержания документа, в обнаружении возможных "умолчаний", в оценке своеобразия языка и авторского стиля изложения. Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа). Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счета. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследования - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации. К примеру, при изучении роли газеты в распространении технических знаний к публикациям на эту тему могут быть отнесены статьи, очерки, заметки, фотографии, в которых прямо или косвенно, с различной степенью достоверности говорится о новых достижениях в области техники и технологии. Социологический эксперимент. К числу самых разнообразных и трудно осваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами не представляется возможным. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с помощью которого он проводится, часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи некоторой выбранной экспериментальной группы (или групп), помещенной в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора), проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем "сценарию". По характеру экспериментальной ситуации различаются полевые и лабораторные эксперименты. В полевом эксперименте объект находится в естественных условиях своего функционирования. Например, производственная группа. При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомлении в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте. Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов: 1) определение цели эксперимента; 2) выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы; 3) выделение предмета эксперимента; 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; 6) формулировка гипотез и определение задач; 7) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента; 8) определение методов фиксации результатов; 9) проверка эффективности эксперимента. Логика эксперимента всегда подчинена выяснению причин, характера изменения интересующего исследователя социального явления или процесса. Непременное условие решения этих задач - изменение экспериментальной группы под воздействием некоторого фактора.
3. ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения документов (инструментария) и отбраковки некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т. п. Затем допущенные к обработке документы кодируются. Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе как раз и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память электронной машины. Если во время кодировки произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной. Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Наиболее простой формой обобщения является группировка. Социологическая информация может быть сгруппирована по различным признакам: по номинальному признаку (род занятий, национальность и т. д.); по характеру труда (ручной труд, механизированный, интеллектуальный); по количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например, группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет и т. д.). Группировка может быть произведена по двум и более признакам, с целью выявления их взаимосвязи. Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всем значении этих методов решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога. Общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показателе, которые выступают уже не в качестве цифровых величин (процент, среднее арифметическое и т.п.), а как социологические данные. Такие показатели - результат интерпретации, несущей определенную смысловую нагрузку. От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Характер проверки гипотез определяется видом исследования. При разведывательном исследовании гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной. Например, верность утверждения о неудовлетворительном состоянии морально-психологического климата в коллективе не вызывает сомнения, если полученные данные показывают, что 50% опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12% - ожидая какой-либо неприятности. Что же касается описательного (а тем более аналитического) исследования, то здесь процедура проверки гипотез значительно усложняется, т.к. усложняется задача исследования, применяются разнообразные методы сбора данных. Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации. Значение социологических исследований. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения (в т.ч. социальных групп) к тем или иным событиям общественной жизни, их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения и т.д. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной и государственной жизни, деятельности различных социальных групп и движений. Они могут быть осмыслены на уровне социальных и общесоциальных теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества. Давая объективную информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь выяснить существенные противоречия, а также тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае, для их всестороннего учета. Главное в социологическом исследовании - получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его среде и как это воспринимается людьми. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития различных сфер общественной жизни. Социальное планирование охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества и заканчивая социальным планированием жизни отдельных коллективов. ЛИТЕРАТУРА 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993. 2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебн. пос. – М., 1995. 3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007. 4. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии XIX – начала ХХ века. – М., 2005. 5. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М., 2006. 6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. 7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2006. 8. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. – М., 2005. 9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод в социологии. – М., 1991. 10. Зборовский Г.Е. История социологии. – М., 2007 11. Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. – М., 1965. 12. Коллинз. Р. Большой толковый социологический словарь.В 2 т. – М., 2001. 13. Коломийцев В.Ф. Из истории социологической мысли. Учеб. пособие. – М.: МГУЛ, 1999. 14. Кравченко А.И. Социология. – М., 2007. 15. Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 16. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. – М., 1985. 17. Мухаев Р.Т. Социология. – М., 2003. 18. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.:ИНФРА – М, 2000. 19. Парсонс Т. О социальных системах. – М., 2007. 20. Петров Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. – М.: ИНФРА, 2004. 21. Платон. Сочинения. В 3-х т. – М., 1971. 22. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. 23. Современная американская социология. Под ред. В.И. Добренькова. – М., МГУ, 1994. 24. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. 25. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2005. 26. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 27. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. – М, 2005. 28. Социология: энциклопедический словарь. Под ред. Башкина В.А. – М., 2005. 29. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. 30. Фролов С.С. Социология. – М., 2007. 31. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2007. ОГЛАВЛЕНИЕ
[1] СМ.: Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего (социально-философская концепция). – М.: Военный университет, 1997. – С. 17. [2] Coser L. The Functions of Social Conflict. –Glencoe, 1956. P. 8. [3] Там же. [4] Darendorf R. Society and Democracy in Germany. N. Y., 1969. P. 140. [5] Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. - Т. 1. Интерпретация культуры. - СПб.: Университетская книга, 1997, с. 50, 51. [6] См.: Уайт Л. Понятие культуры. В кн.: Антология исследований культуры - Т. I. Интерпретация культуры. - СПб.: Университетская книга, 1997. с. 37-39, 50. [7] См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. с. 28. 342 [8] Бердяев Н.А. Русская идея//Вопросы философии. - 1990. - №. 1, с. 78. [9] Проблемам раздвоенности русской культуры посвящены работы А.С. Ахиезера, Б.С. Ерасова, Ю.М. Лотмана и др. [10] «Хризантема и меч» — таково название книги Р. Бенедикт о Японии. [11] Ерасов Б.С. Антиномии российской цивилизации. В кн.: Российская цивилизация. - М., 1998, с. 44.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |