Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия




Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее роли в жизни человека должно строиться через сопоставление с другими формами человеческого знания.

Надо сказать, что духовная культура как сфера высших духовных проявлений человека служит основой человеческой жизнедеятельности. Те знания и ценности, которые она содержит, человек и общество ставят в основу своего поведения. Каждая форма знания занимает свое особое место, регулируя ту или иную деятельность. Философия появляется в процессе длительного развития духовной культуры и получает особый статус в системе человеческого знания.

Самая древняя форма человеческого знания — операциональное знание. В своей повсед­невной жизни древние люди так или иначе использовали определенные доступные им сведения об окружающем мире. В этот период знание существовало в его самой примитивной — рецептурной форме (когда знанием регулируется определенный тип действия с его особенностями). Знание и конкретное действие были слиты друг с другом. Древний человек пользовался символами, но не мыслил их как обозначение чего-то внешнего (Бога, внешних сил, внешнего субъекта), отличного от него самого, как и не мог рассматривать установившееся у него в сознании отношение (например, сходство) как связывающее объекты, но в то же время отдельное от них. Отсюда — слияние символа и того, что он обозначает, а также слияние части и целого (имя человека выступало как сущность, часть человека, также заместителем могла выступать прядь его волос, тело и т.д.). В культовых действиях операции осуществлялись именно с заместителями объектов, а не с самими объектами. Это не знало резкого противопоставления субъекта и объекта знания, субъективного и объективного. Операциональное знание отвечало лишь на вопрос «Как?», как должна быть осуществлена координация деятельности субъекта, раскрыть существенные связи явления оно оказывалось неспособным.

Последующее знание в истории человечества — онтологическое — возникло как результат уплотнения операционального знания, в целях совершенствования его деятельности. Дело в том, что операциональное знание, отвечая на вопрос «Как?», должно было предусматривать бесконечное множество частных случаев действия. При всей его действенности и практичной эффективности оно становится неэффективным как в случае управления общей ситуацией (когда невозможно было учесть все многообразие вариантов частного действия), так и в передаче информации, особенно — от поколения к поколению: необходимо было передавать большое количество информации, предусматривающей все случаи действия.

Онтологическое же знание как раз было эффективнее в этом отношении — оно, говоря не о конкретном действии, а об объекте действия, содержало в скрытом виде всю информацию и о конкретных действиях.

Частных знаний было недостаточно и для понимания места человека в мире природы, для осмысления целей и идеалов его жизни. Поэтому возникает так называемое мировоззренческое знание как разновидность онтологического.

Мировоззрение — это результат духовного освоения (осознания) мироздания с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей, как человек и природа.

Объектом мировоззрения выступает мир в целом. Предметом же мировоззрения является взаимоотношение мира человека и мира природы. В этом смысле мировоззрение — это не простая совокупность знаний о мире. Центр внимания в мировоззрении — вопрос о соотношении мироздания как такового с его активной, целеполагающей частью — людьми.

Духовное освоение мира имеет два уровня, отсюда и два уровня мировоззрения:

1) эмоционально-образный;

2) логико-рассудочный.

На первом уровне мир осознается человеком через перенесение на него качеств и форм человека и человеческого общества. На втором — человек осознает себя и свое общество, перенеся на себя свойства и законы природы. К мировоззрению первого типа относятся, например, мифологическое, религиозное, художественное и т.д. Ко второму типу — философское, теологическое.

Основные различия между этими уровнями мировоззрения:

1) по степени расчлененности субъекта (S) и объекта (О) в знании. На первом уровне не проводилось резкого разграничения человека и мира: мир мыслился как продолжение челове­ческого «Я», поэтому поиски причин явлений сводились к вопросам «Кто?» и «Как?». На втором уровне, более высоком, человек переходит к раскрытию сущностных причин, отвечая на вопрос «Почему?», так как уже отделяет себя от мира, видя его качественную особенность;

2) по способу (форме) существования знания. Мифология, религия, искусство, обыденное знание складываются в форме чувственно-образного знания, а знание второго уровня — абстрактно-понятийное.

В мифологическом мировоззрении мир наделялся чертами человека (активность, целе­направленность, сознательность), причем все проблемы осмыслялись на эмоционально-образном уровне. Формирование образов шло через ряд единичных, конкретных образов. Образ при этом понимался безусловно.

В религиозном мировоззрении к мифологическому пониманию добавляется преклонение перед образами на основе идеи о том, что человек своими действиями способен умилостивить природу (обряд, культ). Поэтому религия нацелена на осуществление некоторой системы действий, носящей культовый характер в отличие от утилитарно-практического знания. Причем эта система действий опосредована произволом сверхъестественной личности.

В художественном мировоззрении образы, которыми человек наделяет природу, понимаются условно.

С развитием общества, практики появилась возможность и объективная необходимость в построении более строгого концептуального объяснения мира и жизни людей в целом.

Формируется рационально-философское знание, направленное на решение глобальных вопросов о происхождении мира (земли, звезд, солнца), человека и сознания, об отношении человека к природе и другим людям.

Философия, находящаяся на втором (логико-рассудочном) уровне, имеет такие черты, как:

1) рационализированность и системность, т.е. основана на доказательности, а не на вере и вымысле, опирается на четкие понятия и категории, внутренне едина;

2) осознанность проблемы человека, как части проблемы структуры мира.

Сущность философии определяется прежде всего ее мировоззренческим характером, она заключается в размышлении над всеобщими проблемами в системе «мир — человек».

Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру.

Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом:

1) как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;

2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Философия обладает мировоззренческим характером, т.е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы: «мир — человек», выражая его отношение к действительности. Но это особое мировоззрение — рационально-теоретическое. Оно дает ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и ценностях человека, поэтому направлено на рационально-теоретическое постижение всеобщих форм бытия и освоение его человеком. Этим философия отличается от других форм мировоззрения: она есть сущностное мировоззрение. Еще Аристотель в «Метафизике» отмечал, что философия — это «...наука, исследующая первые начала и причины...»

Поскольку философия имеет теоретизированный характер, постольку она сближается с наукой, однако эти формы знания не тождественны.

Философия формировалась на основе противоречия между предфилософией и зачатками теоретического (научного) знания, требовавшими для своего объяснения не догматические фантазии, а обращения к природным, причинным связям. Принципиально новое осмысление вело к возникновению в структуре мировоззрения новых знаниевых форм — абстрактных понятий, концепций. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и с гносеологической сторон, развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.

Философское знание тем самым, как и научное, складывается исходя из рационалистической обоснованности, логической доказательности, а не ссылок на «авторитет» и «мнение». Способ достижения знания — критичность и рациональные принципы познания. Поэтому по форме существования и построения эти знания тождественны. Близки они и по цели познания: раскрыть сущность мира и его всеобщие закономерности.

Вместе с тем философское знание как мировоззренческое не разрывает столь жестко S и О познания подобно научному, которое все же более ориентированно на исследование объекта «самого по себе», объективно. Философия же видит мир, оценивает его с точки зрения интересов, целей человека, органически включенного в этот мир. Кроме того, и характер обобщения знания философией иной: она познает всеобщее как данность мира в целом, а не отдельных его составляющих.

Особенностью философского мировоззрения является рефлексивность. Философская рефлексия — это не просто осмысление, а осознание предельных (исходных) оснований той или иной культуры. Философия — умозрительна, поэтому рефлексия осуществляется над знаниями, а не над конкретными событиями и явлениями; это — знание о знании. Тем самым рефлексия, философское мышление, вскрывает исходные смыслы той или иной модели культуры, формирует ориентации в человеческой деятельности, по праву занимая центральное место в системе мировоззрения.

Смысл же культуры выражается прежде всего в системе ценностей. По существу, все многообразие окружения человека оценивается им с точки зрения различных критериев: добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Рефлексирующая способность философии позволяет ей выделить основополагающую систему ценностей — ориентаций и предпочтений человека той или иной культуры. В этом выражается аксиологический характер философского знания.

Особенности философского знания определяют предмет философии.

Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную задачу в отграничении от мифологии, религии и от частного знания. Аристотель, например, подчеркивал, что философия — это наука о сущем и всеобщем, в то время как другие науки изучают лишь видимые причины и частные связи. В этом смысле предмет философии во многом совпадает с предметом науки.

В философии Нового времени это традиция была во многом продолжена, только на первый план вышло стремление отделить философию не столько от вненаучного знания, сколько от частнонаучного (эмпирического). У Канта, Гегеля, как и в аристотелевском учении, философия — это наука о всеобщем, которое есть чистая мысль, абстракция.

Понимание предмета философии как теории всеобщего проходит практически через всю историю философии вплоть до наших дней, но различна сама трактовка всеобщего: или «объективно существующее всеобщее», или всеобщее в познании, в логике.

Определение предмета философии представляет серьезную проблему и сегодня. Для одних предмет философии — это общие законы природы (или общества, или бытия вообще), взятые сами по себе, вне их отражения мыслью, вне отношения к знанию и познанию. Для других, например, позитивистов, наоборот, философия — учение лишь о знании, точнее, о языке теории, вне связи с тем, каковы объективные закономерности, изучаемые этой теорией. Существуют и другие не противоречащие, а скорее, дополняющие друг друга взгляды на предмет философии.

Если брать определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления, то получается, что законы любой из названных областей, поскольку они общие, то оказываются и философскими. Как по таким критериям отличить общие философские законы от нефилософских, но тоже общих законов этих наук? Иными словами, философия рядом с другими науками оказывается избыточной, так как решает те же вопросы (выявление общих свойств, общих закономерностей), что и конкретные науки.

Если искать место философии среди наук и духовных явлений об идеальном, то и здесь она оказывается лишней, поскольку эти науки сами способны решать свои общие задачи. Позитивизм потому и потерпел поражение, что пытался свести философию только к исследованию идеаль­ного — к логике и языку науки.

Место философии — «ничейная земля», связь материальной и идеальной реальности. Философия как мировоззренческое знание изучает отношение бытия и мышления, природы и духа. Философское видение мира с необходимостью предполагает различие чувственного и мыслимого бытия. Философия изучает не объект сам по себе, а взаимоотношение объекта и познающего и преобразующего его субъекта.

Под объектом в философии понимают явления действительности, которые преобразуются под воздействием человеческой деятельности и становятся предметом познания.

Под субъектом понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобра­зующей силы в процессе освоения объекта и его познания.

Под субъект-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с объектом в процессе его преобразования и познания.

Под субъект-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия человека с другим человеком, другими людьми. В итоге вся окружающая нас действительность представляет для философов систему отношений субъекта к объекту и к другим субъектам.

Поэтому можно сделать вывод, что философия изучает всеобщие стороны объекта и всеобщие стороны отношений субъекта к объекту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.