Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятий

Антимонопольная политика и ее основные виды

Антимонопольное регулирование является составной частью государственного регулирования экономики.

Антимонопольное регулирование представляет собой целенаправленную деятельность государства по установлению правил поведения на товарных и финансовых рынках и контроля за соблюдением этих правил в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и других ограничивающих конкуренцию действий и бездействий, а также эффективного функционирования рыночных отношений.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий (она предполагает предотвращение злоупотребления монополистическим положением, установление системы тарифов на услуги естественных монополий и норму прибыли) и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий (предполагает запрет слияний и активную либерализацию рынков с целью защиты и поддержки конкуренции).

Общие механизмы антимонопольного регулирования для большинства стран мира:

v запрет и устранение злоупотреблений доминирующим положением;

v запрет ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий (прежде всего картелей), как горизонтального так и вертикального плана;

v контроль за экономической концентрацией.

Принципы антимонопольного законодательства Российской Федерации:

v свобода экономической деятельности;

v обеспечение единства экономического пространства;

v свобода перемещения товаров;

v защита добросовестной конкуренции;

v преследование не за факт наличия доминирующего положения, а за факт злоупотребления доминирующим положением.

Данные принципы отражены в ст.8, п.2 ст.34 Конституции РФ, п.2 ст. 10 ГК РФ и в ст.178 УК РФ.

 

Конкурентоспособность в широком понимании этого слова означает умение (возможность) опережать других в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение предприятия на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества.

Как показывает мировой опыт, именно страны с более высокой конкурентоспособностью привлекают наибольшие инвестиции. Например, только в экономику США ежегодно зарубежные инвесторы вкладывают в форме прямых капиталовложений 150-300 млрд. долл., что составляет около 20-27% общемирового притока. Если же говорить о России, то на ее долю приходится порядка 0,5%.

В 21 веке конкурентоспособность экономики страны, прежде всего, определяется высокотехнологичными секторами экономики.

В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества выполняемых работ, оказания услуг и соизмеримости их цены с предлагаемым качеством.

Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности.

Конкурентоспособность товара — это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени. Понятие «конкурентоспособность товара» тесно связано с понятием «качество». Различают эти понятия в следующих аспектах:

Если под качеством понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. Параметры качества определяются, как правило, исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности – прежде всего из интересов потребителей.

Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью.

В 1980 г. М. Портер опубликовал книгу "Конкурентная стратегия", в которой из множества факторов, определяющих конкуренцию в отрасли, были выделены пять. Они составили 5 сил конкуренции по модели Портера. В соответствии с моделью конкуренции Портера стратегия бизнеса должна основываться на структуре рынка и зависеть от состояния конкуренции в отрасли.

Таким образом, появилась модель пяти сил Портера, определяющих конкуренцию в отрасли. Уровень отраслевой конкуренции зависит от действия пяти конкурентных сил модели Портера внешних по отношению к организации:

· попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью товаров заменителей;

· конкуренция между фирмами в отрасли;

· угроза появления новых конкурентов;

· рыночная власть поставщиков сырья и используемые ими средства воздействия;

· рыночная власть потребителей продукции и используемые ими средства воздействия.

Эти пять сил конкуренции модели Портера определяют прибыльность (конкурентоспособность) бизнеса, так как они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, на размеры капиталовложений, необходимых для конкурентной борьбы в данной отрасли.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. Естественные монополии | Требования к уровню усвоения дисциплины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.