КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №3. Экономическая основа социального государства
Вопросы: 1.Социальное государство и экономика: пути взаимодействия 2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства 3. Государственное регулирование экономики в развитых странах и его необходимость 4. Формы и методы государственного регулирования рыночной Экономики 5. Функции управления экономикой обществом социально ориентированного государства 6. Практическая реализация региональной экономической и социальной политики. Ключевые слова: Высокоэффективная экономика, Производственные отношения. Приоритет экономических интересов. Социальная основа экономической политики, Уровень доходов граждан, Экономическая основа социального государства. Государственный дирижизм, Занятость населения, Кейнсианство, Рыночная модель экономики, Рынок труда, Рыночная экономика, Социально ориентированная рыночная экономика, Структурная политика, Трудовой потенциал, Трудовые ресурсы, Экономический рост.
1.Социальное государство и экономика: пути взаимодействия Социальному государству на современном этапе его развития должны быть присущи высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе, о своих близких, и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о тех гражданах, которым решение своих проблем по тем или иным причинам оказывается не под силу, В социальном государстве в сфере производства должна господствовать «всеобщая, заинтересованность в получении максимального дохода, достижимая лишь и условиях приоритета экономики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересованность в наиболее эффективном распределении, которая достигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных, оно обслуживает общество, не командуя им, создает условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества». Ни у кого не вызывает сомнения то, что социальное государство может реализовать свои цели только при наличии высокоэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строительства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок, как механизм хозяйствования, немилосерден, его функционирование сопровождается такими негативными явлениями, как банкротство предприятий, безработица, усиление дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимопомощь, солидарность имплантируются в рыночную экономику путем, проведения социально ориентированной налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики. Ныне неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации социальной политики, что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6 % ВВП, территориальных - до 50 % расходной части региональных бюджетов. Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития - ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, породил противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие территории превратились в регионы социального бедствия. Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной политики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача остается непосильной.
2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие, на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике - с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во - первых, социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста; во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений; в-третьих, включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения. Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства. Развитая система образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно- воспроизводящее отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыночная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворения потребностей населения. Работа рыночного механизма, рост эффективности производства способствуют обеспечению занятости, повышению жизненного уровня населения. Социальная ориентация экономики должна выражаться не только в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения, но и а необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу менее обеспеченных работников, аккумуляции средств для оказания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении определенных социальных гарантий всему населению. Если первая задача решается как бы автоматически, то социальная справедливость, социальная защита, обеспечиваются прежде всего посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Таким образом, одним из важнейших, критериев социальной рыночной экономики (при прочих, равных условиях) является приоритет социальной защиты социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государственного регулирования экономики. Социальное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная экономно может способствовать выполнению социальным государством своих социальных функций. В странах с социальным рыночным хозяйством задача государства состоит в обеспечен ни баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальное государство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей обществам государств Фундаментальной основой оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом.
3. Государственное регулирование экономики в развитых странах и его необходимость В практике государственного регулирования экономики развитых государств нашли применение концепции двух ведущих направлений современной экономической мысли: неоклассического и кейнсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись также идеи государственного дирижизма, разработанные экономистами институциально-социологического направления. Известен ряд зарубежных концепций государственного регулирования экономики. Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложении; кейнсианская - на антициклическое (конъюнктурное) регулирование и концепция экономического роста и государственного дирижизма, которая не прижилась в развитых странах, а в странах с отсталой структурой экономики также применяется лишь им переходном этапе. Ряд ученых экономистов: и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования рыночной экономики. При этом выстраивается весьма простая схема такого процесса. Возникает спрос — на него реагирует производитель и торговец; уменьшается или прекращается спрос на то или иное изделие или услугу - сокращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучают рыночный спрос, и вносят соответствующие коррективы. Таким образом, одним из основных инструментов, обеспечивающих внутреннее саморегулирование спроса и предложения, является маркетинг. В соответствии с описанной выше схемой саморегулирования рынка с помощью собственных механизмов и инструментов, по мнению ее сторонников, не требуется и даже нежелательно вмешательство государства в действия механизмов рынка. Поэтому, прежде всего, необходимо определить границы возможного вмешательства государства в рыночный механизм саморегулирования, Для этого процесс управления государством рыночной экономикой необходимо рассмотреть на макро и микроуровне, а методологическую основу — и широком и узком смысле. На макроуровне процесс государственного управления рыночной экономикой прежде всего включает определение экономической стратегии и ее социальных целей. Характер экономических стратегий, реализуемых в развитых странах, можно проследить, рассматривая этапы эволюции мирового рыночного хозяйства; эпоха свободной конкуренции; эпоха «массового производств» (20—30-е гг. XIX в. - 30-е гг. XX в.); эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. XX в.); «постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х гг.). Каждая эпоха, вырабатывает спои стратегии экономического развития, на основе чего и создастся модель развития общества. В России для смешанной экономики переходного периода, имеющей ярко выраженную специфику (охват огромного евразийского пространства, многоукладность, многонациональность, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде, Россия должна найти и применить свою модель, притом с учетом своей специфики. В постиндустриальном обществе к фазам воспроизводства (производство — распределение — обмен — потребление) добавилась научная подготовку расширенного воспроизводства. Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связана с внутренними недостатками самого рыночного хозяйства. «Идеальные» свойства рынка как. саморегулирующейся системы, проявляются лишь в «совершенном» рынке, а для этого необходимо выполнить целый ряд условий; Среди них можно выделить: большой и регулярный спрос, неограниченное количество участников хозяйственной деятельности, абсолютная мобильность фактора производства, свободная конкуренция среди покупателей и продавцов, наличие всего объема информации у участников конкуренции. Понятно, что на практике еще ни одной стране никогда не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выполнить все эти условия.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |