КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции управления экономикой обществом социально
Экономики Формы и методы государственного регулирования рыночной Прежде всего, отметим, что имеются прямые и косвенные методы регулирования. Те и другие подразделяются на административные и экономические. К прямым методам регулирования относятся; принятие законодательных актов; регулирование государственной собственности; управление предприятиями государственной формы собственности; регулирование государственного заказа; инвестиционное регулирование; выдача кредитов и субсидий.; лицензирование и квотирование; мероприятия по охране окружающей среды. Косвенные методы государственного регулирования экономики и есть собственно экономические, С одной стороны, это система включает в себя экономическое регулирование посредством государственного бюджета, налоговой системы, тарифно-ценового регулирования, амортизационной политики, регулирования ставки процента и нормы банковского резерва, С другой стороны, это опосредованные непрямые (косвенные) формы и методы государственного регулирования экономики. К ним относится прогнозирование и планирование, проведение денежной политики и регулирование денежных масс, антиинфляционная и денежная политики. В качестве отдельных, блоков косвенного регулирования можно выделить: социальные составляющие экономической политики (собственно социальная политика, социальные программы, обеспечение занятости» социальная защита населения, стимулирование труда, регулирование сферы образования, здравоохранения, культуры); политику регулирования доходов (контроль за динамикой цен» заработной платы,, налоги, трансферты); внешнеэкономическую политику (валютная политика, таможенное регулирование, налоги, лицензии, квоты, привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий). Таким: образом, современное понимание государственного регулирования экономики заключается в том, что на первый план, наряду с прямыми административными мерами, выходят действия социально ориентированного государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития страны.
ориентированного государства Структурная политика является одним из макроэкономических направлений: регулирования рыночной экономики. Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Соотношения между различными сторонами общественного производства объективны., они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношении, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального прогресса, характером циклов и кризисов. В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и предложении. Государство не может их устанавливать произвольно. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту населения, охрану окружающей среды. Свое воздействие на пропорции в национальной экономике государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и экономических рыночных рычагов и механизмов. Таким образом, содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, то есть конкретными видами пропорции, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей. К основным методам государственного регулирования относятся: а) перераспределение доходов социальным государством. Основным направлением реформирования системы бюджетного финансирования социальной сферы является повышение эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов за счет оптимизации затрат и сбалансированности размещения и перераспределения государственных бюджетных средств. Наиболее существенные из них: обеспечение равенства возможностей формирования расходной части бюджетов на финансирование социальной, сферы во всех субъектах Федерации, независимо от экономического потенциала региона; установление принципов единообразия, открытости (прозрачности); право прямого участия регионов в подготовке нормативных документов, затрагивающих интересы субъектов Федерации. Ближайшие задачи социальной политики в регионах также не могут быть решены без последовательного осуществления комплекса мер по контролю за расходованием средств целевого финансирования социально-культурной сферы. Государство может выполнять свои обязательства по развитию социальной сферы лишь тогда, когда оно имеет достаточный экономический потенциал. Большинство вопросов финансирования отраслей социальной сферы и программ реализации различных направлений социальной политики решаются сейчас на уровне органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особенности регионального социального развития требуют формирования адекватной системы мер государственного регулирования в вопросах финансирования: образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения для каждого типа регионов. В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. На структуру доходов существенно влияют следующие факторы: 1) рост доходов, полученных от собственности и предпринимательской деятельности (включая деятельность на финансовом рынке); 2) деиндустриализация: занятости и соответственное увеличение доли запитых и непроизводственной сфере; 3) дифференциация производственной структуры по уровню зарплаты и по уровню среднедушевых доходов в территориальном разрезе. При расчете показателей уровня жизни используется прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения, с помощью которого определяется общий объем и структура денежных доходов, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения живущего за чертой бедности. б) Воспроизводство населения, поддержание минимального уровня занятости и функционирования рынка труда. Принятие управленческих решений в области занятости населения, имеет важное значение в государственном регулировании рыночной экономикой. Государство призвало регулировать как воспроизводство населения, так и процесс формирования рабочей силы, рабочих мест, трудовых ресурсов. Необходимость регулирования демографических процессов обусловлена тем, что изменение численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, развитие семьи регулируют рынок труда, объем и структуру потребительского спроса. Изучение возрастной структуры населения позволяет успешнее решать кадровые проблемы в таких отраслях социальной инфраструктуры, как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство. Демографический фактор оказывает воздействие практически на все сферы жизнедеятельности человека, прежде всего на структуру трудовых ресурсов. Демографические показатели служат основой для проведения социальной политики в сфере занятости, а также при регулировании рынка труда и реализации программ сохранения рабочих мест. В повседневной практике очень часто понятия «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов» используются как синонимы. В экономической науке под рабочей силой подразумевается способность человека к труду, его физические и духовные силы, необходимые для общества. Рынок труда и рынок рабочей силы отличаются качественными характеристиками. Если на рынке труда в большей степени действуют мотивы сложившихся возможностей, предложения определенных видов и типов труда, то на рынке рабочем силы формируются предложения работников ищущих работу. Рынки труда и рабочей силы имеют ярко выраженные региональные особенности. Трудовые ресурсы — это масть населения, которая может трудиться. Трудовой потенциал - это экономически активное население, которое имеет необходимый уровень образования, профессиональную подготовку, квалификацию и может предложить свои услуги на рынке труда, Экономически активное население составляют и занятые, и безработные. Государственное регулирование занятости населения осуществляется на основе: программ содействия занятости населения, создания и сохранения рабочих мест, прогнозов состояния рынка труда. Рынок труда — это интегральная социально-экономическая система, включающая взаимодействующие между собой субъекты собственности на средства производства к рабочую силу и формирующая объем, структуру и соотношение рабочих мест и рабочей силы. Изменения ситуации на рынке труда регистрируются такими показателями, как уровень безработицы, число безработных на одну заявленную вакансию, средняя продолжительность безработицы, масштабы скрытой безработицы. В качестве прерогативы центральных органов власти в сфере занятости можно выделить такие аспекты, как установление общероссийской минимальной зарплаты, создание и организация работы сети подготовки, переподготовки и трудоустройства рабочей силы, социальное обеспечение безработицы, определение правовых норм найма и увольнения работников, стимулирование создания рабочих мест и общественных работ путем предоставления льгот и др. Реализация мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной масти субъектов федерации. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к децентрализации социальной политики и сфере занятости, Социальная политика в регионе в отмеченной сфере заключается в регулировании процесса создания рабочих мест, подготовки, переподготовки и трудоустройстве рабочей силы. При анализе занятости следует учитывать, что рыночная система сама по себе не обеспечивает полную занятость. Степень занятости прямо зависит от объема совокупного спроса на товары и услуги. Процесс формирования рынка труда происходит на основе действия собственных законов. Те или иные законы вступают в действие в разных соотношениях, в различное время, в зависимости от сформировавшихся условий для включения их в работу. Действие законов свободы выбора профессии и вида деятельности (найма и увольнения работника, самостоятельного выбора для участия в общественном производстве) не исключает, а наоборот, предполагает регулирование рынка труда и требует целенаправленной реализации политики занятости с учетом специфики регионов. Анализ сферы труда предполагает определение соотношения занятых в отраслях, формирующих экономический профиль регионов, а также выполняющих вспомогательную функцию по обслуживанию населения. Деятельность органов власти на рынке труда и в сфере занятости заключается также в перераспределении рабочей силы, создании эффективной ииформационно-поисковой системы, условий для образования новых рабочих мест, а также в повышении мобильности рабочей силы.. Для органов местного самоуправления городов важно определить долю занятых в градообразующих сферах и отклонение этого показателя от нормативного.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |