Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные приоритеты РФ в социальной сфере на среднесрочную перпективу

Основными приоритетами правительства Российской Феде­рации на ближайшую среднесрочную перспективу являются:

-обеспечение роста денежных доходов населения и умень­шение, их дифференциации на основе увеличения заработной пла­ты, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддер­жки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных транс­фертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций и денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

-значительное сокращение социальной и экономической бед­ности, в первую очередь минимизация крайней бедности в мес­тах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безо­пасности граждан, подверженных риску существенного ухудше­ния материальной обеспеченности и наступления бедности;

-обеспечение всеобщей доступности и общественно прием­лемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское, социальное обслужи полис и общее образование;

-безусловная приоритетность инвестиций в человека, и преж­де всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение, В этих целях предусматривается опере­жающий рост ассигнований на цели социального развития по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;

-осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для са­мостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в го­сударственной поддержке;

-усиление страховых принципов социальной защиты насе­ления при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных забо­леваниях;

-создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высоким уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере об­разования и здравоохранения, достойный уровень жизни в по­жилом возрасте;

-создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособно­сти рабочей силы, развития миграционных процессов;

-осуществление мероприятий по социальному развитию села;

-улучшение демографической ситуации на основе осуще­ствления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости;

-реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

 

3.Приоритеты государства в стабилизации демографической си­туации

Приоритеты государства в сфере демографии определены основами демографической политики и нашли отражение в законодательных актах и выступлениях руководителей государства. Так, например, главной темой Президентского Послания Федеральному собранию в 2010 году стала проблема поддержки семей. Целью демографической политики на среднесрочную перспективу явля­ется проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим основными задачами правительства в области демографической политики являются:

-разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и. региональных особенностей демографических процессов;

-разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождения детей, в том числе увеличение размеров единовремен­ного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежегодной индексации материнского капитала;

-улучшение качества медицинской помощи» развитие про­филактики, диагностики и лечения социально значимых заболе­ваний;

-разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест в целях выявления неблагоприятных факторов, воздейству­ющих на здоровье работников, а также порядка экономическо­го стимулирования работодателей в улучшении условий и охра­ны труда;

-разработка и реализация мер по профилактике правонару­шений, пьянства и наркомании;

-совершенствование системы мер медико-социальной реаби­литации категорий населения, которые в силу жизненных обсто­ятельств попали в сложные условия существования (освободив­шихся из мест лишения свободы» бездомных, не имеющих по­стоянного места жительства и работы).

Для создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным должен стать демографический аспект при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе включаю­щий:

-поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

-содействие развитию рыночных форм обеспечения доступ­ности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктив­ного цикля;

-учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении; размера помощи со сторо­ны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья и т.п.).

В целях реализации стоящих задач по стабилизации численности населения были приняты и успешно реализуются демографические программы. В результате проводимой работы успешно была реализована идея «материнского капитала», наблюдается рост рождаемости, средняя продолжительность жизни приблизилась к 69 годам, в июне 2011 года вступил в силу закон в соответствии с которым гражданам, имеющим 3 и более детей бесплатно предоставляются земельные участки под дома или дачи. В стране построено несколько современных перинатальных центров, развивается педиатрическая служба. Диспансеризация школьников теперь будет проводиться на протяжении всего периода обучения.

Острой остается проблема сиротства, В целях преодоления этого негативного социального явления, обустройства и облегчения со­циализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, большое внимание, в последнее время, уделяется мерам по стимулированию роста семейных форм устройства детей-сирот и детских домов семейного типа, их медико-психологическому и педагогическому сопровождению.

 

4.Политика в сфере науки и образования

Реализация политики в сфере образования строится исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской эко­номики. С этой целью в стране создаются крупные федеральные университеты включающие в себя несколько учебных заведений, запущен и реализуется проект создания современного технологического университета «Сколково» и т.д. Осуществляется глубокая реформа системы среднего и среднего профессионального образования.

В этом процессе определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство Рос­сийской Федерации стремится к установлению социально прием­лемого соотношения платных и бесплатных услуг в области обра­зования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных инте­ресов семей и организаций.

При этом среди основных задач, стоящих перед системой об­разования, остаются:

-содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процес­сам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

-развитие специального образования для лиц с ограничен­ными возможностями здоровья;

-создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использо­вания информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования;

-повышение вклада образования в модернизацию экономи­ки, что требует: а) обновления содержания и структуры профес­сионального обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информа­ционных технологий; б) расширения подготовки кадров высшей квалификации.

В области дошкольного образования необходимо сформировать минимальные государственные требования к данному виду образования. Предполагается разделить собственно дошкольное обра­зование и содержание детей в дошкольных образовательных уч­реждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещении (неполная неделя, неполный день и т.п.).

Стратегическая линия развития системы общего среднего об­разования состоит в ее адаптации к изменившимся социально- экономическим условиям. В этой связи необходимыми являются: личностная ориентированность и индивидуализация образователь­ного процесса; многообразие образовательных учреждений и ва­риативность образовательных программ; эффективная поддержки инновационных мероприятий и активное участие общества в раз­витии образования; усиление социальной и гуманитарной ориен­тированности общего среднего образования; направленность об­разовательного процесса на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Требуется существенно повы­сить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информа­ционных технологий, русского и иностранных языков.

В целях адаптации к спросу на рынках труда и обеспечения вертикальной мобильности учащихся начальной и средней ступе­ней профессионального образования нужно создать условия для:

-интеграции средних специальных учебных заведений с учеб­ными заведениями, реализующими программы начального про­фессионального образования, профессионального технологичес­кого обучения школьников, переподготовки взрослого населе­ния;

-интеграции средних специальных учебных заведении с выс­шей школой, их включения в состав университетских комплек­сов (в том числе с сохранением статуса юридического лица);

-оптимизации сети учебных заведений начального профес­сионального образования, апробирования и внедрения новых мо­делей финансирования начального профессионального образова­ния.

Основными задачами в области содержания начального и сред­него профессионального образования должны стать: актуализа­ция содержания и повышение выпускных, стандартов, их ориен­тация на международный уровень качества, расширение социаль­ного партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, участие работодателей, инвесторов и экспертов как в формировании стандартов, так и в создании условий для значи­тельного повышения качества профессиональной подготовки вы­пускников; усиление профессиональной составляющей и разра­ботка оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования в учебных заведениях начального профессионального образования.

Для обновления структуры высшего профессионального обра­зования предусмотрено создание механизма выявления и транс­ляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалан­сированную совокупность потребности населения, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, о первую очередь в формировании «кадрового заказа» для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем, с учетом итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена, будет определен порядок приема и вузы и соответствующего финанси­рования по государственным именным финансовым обязатель­ствам.

Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений будет предусматривать интеграцию учебных вве­дений различных уровней образования: формирование ассоциа­ций и консорциумов, включающих в себя как учебные заведе­ния, так и научно-исследовательские институты, эксперимен­тальные и венчурные предприятия, В рамках комплексов будут разработаны сопряженные образовательные программы розных уровней профессионального образования.

Для опережающей подготовки высококвалифицированных спе­циалистов по приоритетным направлениям предусматривается со­здание федеральных научно-образовательных центров. Эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональных систем управления качеством образования.

Повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в целях обеспечения объективности и унификации итого­вой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования.

Приоритетной сферой государственных интересов является со­здание условий для качественной реализации на основе бюджет­ного финансирования образовательных программ всех уровней.

Особую актуальность приобретает решение проблемы расши­рения базы финансирования образования за счет стимулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, вклю­чай средства населения, инвесторов и спонсоров.

Будет развита нормативная база образования, предусматрива­ющая увеличение разнообразия организационно-правовых форм государственных образовательных учреждений и организаций, увеличение их хозяйственной самостоятельности. Запущен механизм нормативно-подушевого финансирования получения образования с использованием государственных имен­ных финансовых обязательств (ГИФО).

Введена система адресного сти­пендиального обеспечения — предоставление стипендий студентам, не имеющим родителей, инвалидам, ветеранам боевых дей­ствии, назначение социальных стипендий для лиц, имеющих право па получение государственной социальной помощи, при сохране­нии и развитии системы академических стипендий., поощряющих успеваемость студентов, их участие в научной работе,

Осуществляется реализация комп­лекса мер социальной поддержки работников системы образова­ния и культуры, включая совершенствование системы оплаты труда.

 

5.Трудовые отношения, занятость и миграция населения

При­оритетным направлением и деятельности правительства Российс­кой Федерации в сфере труда является поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями ры­ночной экономики.

Принятие Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в его развитие сформировала основу обеспечения гармонизации интересов работников, работодателей и государства, повышения гибкости трудовых отношений. При этом особое вни­мание уделено мерам по усилению защиты основных трудовых и социальных прав работника.

Согласно трудовому кодексу государственные меры по повы­шению эффективности защиты трудовых прав граждан должны осуществляться в следующих основных направлениях:

-совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых нрав;

-введение новых законодательных норм» расширяющих воз­можности граждан в защите трудовых прав;

-поддержка общественных организаций, занимающихся воп­росами защиты трудовых прав граждан;

-информационно-методическая поддержка гражданской са­мозащиты в сфере труда и занятости;

-оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав»

В среднесрочный период получит дальнейшее развитие система социального партнерства, прежде всего на уровне организации, с тем, чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и кол­лективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда. Будет продолжено совершенствование коллективно-договор­ного регулирования трудовых отношений, в том числе системы пред­ставительных органов социального партнерства (прежде всего, объе­динений работодателей), процедур переговорного процесса» обеспе­чения независимости профсоюзных организаций от работодателя.

Адаптация Трудового законодательства к реалиям рыночной экономики позволит создать цивилизованный рынок труда, ле­гализовать доходы по заработной плате, наладить регулирование трудовых отношений» обеспечить действенную защиту трудовых нрав работников.

Особое место к области трудовых отношений принадлежит воп­росам оплаты труда. В реальном секторе экономики политика оп­латы труда будет реализовываться путем формирования рыноч­ного механизма организации оплаты труда, основанного на соци­альном партнерстве включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование л организа­циях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы.

Сферой прямого и непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российс­кой Федерации и органов местного самоуправления, остается ус­тановление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджет­ных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда.

Важными о государственной социальной политике остаются также вопросы улучшения условий и охраны труда.

Основными направлениями государственной политики на рын­ке труда в среднесрочной перспективе будут следующие:

Особое место в области трудовых отношений принадлежит воп­росам оплаты труда. В реальном секторе экономики политика оп­латы труда будет реализовываться путем формирования рыноч­ного механизма организации оплаты труда, основанного на соци­альном партнерстве 14 включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование в организа­циях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы.

Сферой прямого и непосредственного воздействия государства как па федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российс­кой Федерации и органов местного самоуправления, остается ус­тановление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджет­ных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда.

Сегодня можно утверждать, что пенсии и зарплаты большинства работников бюджетного сектора росли быстрее, чем это планировалось до кризиса. И сегодня в стране нет пенсионеров с доходами ниже регионального прожиточного уровня, а средние зарплаты учителей и врачей приблизились к средним по экономике в регионе.

В среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:

-поэтапное, по мере роста инфляции, повышение минималь­ного размера оплаты труда;

-формирование принципов и организационных основ систе­мы тарифного регулирования, учитывающих различия в сложно­сти выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспе­чивающих правовые гарантии оплаты труда и обоснованные со­отношения между ставками (окладами) профессионально-квали­фикационных групп работников для использования в системе социального партнерства;

-совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы;

-разработка и осуществление комплекса мер но восстановле­нию стимулирующей роли заработной платы, повышению ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения;

-создание экономических, организационных и других усло­вий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выпла­ту заработной платы, а также погашение задолженности по опла­те труда в организациях всех форм собственности;

-введение нового порядка установления и применения район­ных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Важными о государственной социальной политике остаются также вопросы улучшения условий и охраны труда.

Основными направлениями государственной политики на рын­ке груда в среднесрочной перспективе будут следующие:

-расширение доступа незанятых граждан к активным про­граммам содействия занятости на основе повышении их мотива­ции к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости;

-осуществление превентивных мер по предупреждению выс­вобождения работников» смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных кон­сультаций по вопросам трудоустройства, широкого информиро­вания о потребности работодателей о кадрах, возможности про­фессионального обучения и переподготовки с последующим тру­доустройством;

-изменение оснований и порядка выплаты пособий по без­работице и достижение более тесной увязки выплаты пособий но безработице с результатами профилирования безработных;

-дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения и целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессионалы гон мобильности рабочей силы на рынке труда;

-улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к инфор­мации о вакансиях;

-оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражда­нам, особо нуждающимся в социальной защите;

-проведение мероприятий по внедрению эффективных ме­ханизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;

-совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов: с учетом потребности регионов в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;

-повышение мобильности рабочей силы посредством разра­ботки эффективной системы профессионального обучения и пе­реобучения;

-координация профессионально-квалификационной струк­туры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профес­сионального образования всех уровней с потребностью террито­риальных рынков труда;

-содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 дет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель социальной политики России | Социальная поддержка населений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.