КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные приоритеты РФ в социальной сфере на среднесрочную перпективу
Основными приоритетами правительства Российской Федерации на ближайшую среднесрочную перспективу являются: -обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение, их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций и денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам); -значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности; -обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское, социальное обслужи полис и общее образование; -безусловная приоритетность инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение, В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели социального развития по сравнению с большинством других направлений государственных расходов; -осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; -усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; -создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высоким уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте; -создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов; -осуществление мероприятий по социальному развитию села; -улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости; -реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.
3.Приоритеты государства в стабилизации демографической ситуации Приоритеты государства в сфере демографии определены основами демографической политики и нашли отражение в законодательных актах и выступлениях руководителей государства. Так, например, главной темой Президентского Послания Федеральному собранию в 2010 году стала проблема поддержки семей. Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим основными задачами правительства в области демографической политики являются: -разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и. региональных особенностей демографических процессов; -разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождения детей, в том числе увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежегодной индексации материнского капитала; -улучшение качества медицинской помощи» развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний; -разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест в целях выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда; -разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании; -совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы» бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы). Для создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным должен стать демографический аспект при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе включающий: -поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми; -содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикля; -учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении; размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья и т.п.). В целях реализации стоящих задач по стабилизации численности населения были приняты и успешно реализуются демографические программы. В результате проводимой работы успешно была реализована идея «материнского капитала», наблюдается рост рождаемости, средняя продолжительность жизни приблизилась к 69 годам, в июне 2011 года вступил в силу закон в соответствии с которым гражданам, имеющим 3 и более детей бесплатно предоставляются земельные участки под дома или дачи. В стране построено несколько современных перинатальных центров, развивается педиатрическая служба. Диспансеризация школьников теперь будет проводиться на протяжении всего периода обучения. Острой остается проблема сиротства, В целях преодоления этого негативного социального явления, обустройства и облегчения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большое внимание, в последнее время, уделяется мерам по стимулированию роста семейных форм устройства детей-сирот и детских домов семейного типа, их медико-психологическому и педагогическому сопровождению.
4.Политика в сфере науки и образования Реализация политики в сфере образования строится исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. С этой целью в стране создаются крупные федеральные университеты включающие в себя несколько учебных заведений, запущен и реализуется проект создания современного технологического университета «Сколково» и т.д. Осуществляется глубокая реформа системы среднего и среднего профессионального образования. В этом процессе определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство Российской Федерации стремится к установлению социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций. При этом среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются: -содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних; -развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; -создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования; -повышение вклада образования в модернизацию экономики, что требует: а) обновления содержания и структуры профессионального обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий; б) расширения подготовки кадров высшей квалификации. В области дошкольного образования необходимо сформировать минимальные государственные требования к данному виду образования. Предполагается разделить собственно дошкольное образование и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещении (неполная неделя, неполный день и т.п.). Стратегическая линия развития системы общего среднего образования состоит в ее адаптации к изменившимся социально- экономическим условиям. В этой связи необходимыми являются: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержки инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования; усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования; направленность образовательного процесса на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Требуется существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков. В целях адаптации к спросу на рынках труда и обеспечения вертикальной мобильности учащихся начальной и средней ступеней профессионального образования нужно создать условия для: -интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения; -интеграции средних специальных учебных заведении с высшей школой, их включения в состав университетских комплексов (в том числе с сохранением статуса юридического лица); -оптимизации сети учебных заведений начального профессионального образования, апробирования и внедрения новых моделей финансирования начального профессионального образования. Основными задачами в области содержания начального и среднего профессионального образования должны стать: актуализация содержания и повышение выпускных, стандартов, их ориентация на международный уровень качества, расширение социального партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, участие работодателей, инвесторов и экспертов как в формировании стандартов, так и в создании условий для значительного повышения качества профессиональной подготовки выпускников; усиление профессиональной составляющей и разработка оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования в учебных заведениях начального профессионального образования. Для обновления структуры высшего профессионального образования предусмотрено создание механизма выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребности населения, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, о первую очередь в формировании «кадрового заказа» для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем, с учетом итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена, будет определен порядок приема и вузы и соответствующего финансирования по государственным именным финансовым обязательствам. Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений будет предусматривать интеграцию учебных введений различных уровней образования: формирование ассоциаций и консорциумов, включающих в себя как учебные заведения, так и научно-исследовательские институты, экспериментальные и венчурные предприятия, В рамках комплексов будут разработаны сопряженные образовательные программы розных уровней профессионального образования. Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям предусматривается создание федеральных научно-образовательных центров. Эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональных систем управления качеством образования. Повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в целях обеспечения объективности и унификации итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования. Приоритетной сферой государственных интересов является создание условий для качественной реализации на основе бюджетного финансирования образовательных программ всех уровней. Особую актуальность приобретает решение проблемы расширения базы финансирования образования за счет стимулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включай средства населения, инвесторов и спонсоров. Будет развита нормативная база образования, предусматривающая увеличение разнообразия организационно-правовых форм государственных образовательных учреждений и организаций, увеличение их хозяйственной самостоятельности. Запущен механизм нормативно-подушевого финансирования получения образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Введена система адресного стипендиального обеспечения — предоставление стипендий студентам, не имеющим родителей, инвалидам, ветеранам боевых действии, назначение социальных стипендий для лиц, имеющих право па получение государственной социальной помощи, при сохранении и развитии системы академических стипендий., поощряющих успеваемость студентов, их участие в научной работе, Осуществляется реализация комплекса мер социальной поддержки работников системы образования и культуры, включая совершенствование системы оплаты труда.
5.Трудовые отношения, занятость и миграция населения Приоритетным направлением и деятельности правительства Российской Федерации в сфере труда является поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики. Принятие Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в его развитие сформировала основу обеспечения гармонизации интересов работников, работодателей и государства, повышения гибкости трудовых отношений. При этом особое внимание уделено мерам по усилению защиты основных трудовых и социальных прав работника. Согласно трудовому кодексу государственные меры по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан должны осуществляться в следующих основных направлениях: -совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых нрав; -введение новых законодательных норм» расширяющих возможности граждан в защите трудовых прав; -поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан; -информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости; -оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав» В среднесрочный период получит дальнейшее развитие система социального партнерства, прежде всего на уровне организации, с тем, чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда. Будет продолжено совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в том числе системы представительных органов социального партнерства (прежде всего, объединений работодателей), процедур переговорного процесса» обеспечения независимости профсоюзных организаций от работодателя. Адаптация Трудового законодательства к реалиям рыночной экономики позволит создать цивилизованный рынок труда, легализовать доходы по заработной плате, наладить регулирование трудовых отношений» обеспечить действенную защиту трудовых нрав работников. Особое место к области трудовых отношений принадлежит вопросам оплаты труда. В реальном секторе экономики политика оплаты труда будет реализовываться путем формирования рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование л организациях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы. Сферой прямого и непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, остается установление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда. Важными о государственной социальной политике остаются также вопросы улучшения условий и охраны труда. Основными направлениями государственной политики на рынке труда в среднесрочной перспективе будут следующие: Особое место в области трудовых отношений принадлежит вопросам оплаты труда. В реальном секторе экономики политика оплаты труда будет реализовываться путем формирования рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве 14 включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование в организациях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы. Сферой прямого и непосредственного воздействия государства как па федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, остается установление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда. Сегодня можно утверждать, что пенсии и зарплаты большинства работников бюджетного сектора росли быстрее, чем это планировалось до кризиса. И сегодня в стране нет пенсионеров с доходами ниже регионального прожиточного уровня, а средние зарплаты учителей и врачей приблизились к средним по экономике в регионе. В среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать: -поэтапное, по мере роста инфляции, повышение минимального размера оплаты труда; -формирование принципов и организационных основ системы тарифного регулирования, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих правовые гарантии оплаты труда и обоснованные соотношения между ставками (окладами) профессионально-квалификационных групп работников для использования в системе социального партнерства; -совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы; -разработка и осуществление комплекса мер но восстановлению стимулирующей роли заработной платы, повышению ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения; -создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также погашение задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности; -введение нового порядка установления и применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Важными о государственной социальной политике остаются также вопросы улучшения условий и охраны труда. Основными направлениями государственной политики на рынке груда в среднесрочной перспективе будут следующие: -расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышении их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости; -осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников» смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей о кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством; -изменение оснований и порядка выплаты пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий но безработице с результатами профилирования безработных; -дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения и целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессионалы гон мобильности рабочей силы на рынке труда; -улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях; -оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите; -проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования; -совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов: с учетом потребности регионов в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения; -повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения; -координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда; -содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 дет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |