Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Кризис организации.

Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации». Также может означать «выход, решение конфликта (к пр. военного)». Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: и кризис означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о «crisis» тогда, когда болезнь усиливает интенсивность или переходит в другую болезнь или вообще заканчивается смертью. К примеру, лаконичная формулировка дана Козеллеком: кризис - это «едва измеримый переломный пункт, при котором решением является либо смерть, либо жизнь».

В 17-18 столетиях понятие кризис стало применяться и в отношение к процессам происходящим в обществе, как то военные, политические кризисы, при этом использовалось почти не измененное значение кризиса взятое из медицины.

И, наконец в 19 веке значение перешло в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие кризиса долгое время занимало прочное место в схеме теорий конъюнктур в развитии экономики.

История показывает, что макроэкономические кризиса (застои, спады экономик) проявляются периодически. Каждые 7-11 лет возникают кризисы средних циклов. Каждые 3,5 года – малые циклы, и большие циклы – 50 лет. Что с определенной долей условности позволяет экономистам прогнозировать отдельные события на уровне предприятия.

Один из основоположников теории циклов Н.Д. Кондратьев доказал, фаза большого цикла отражается на ходе средних циклов. При понижательной тенденции большого цикла все повышательные тенденции среднего цикла будут ослабляться, а понижательные – усиливаться. И наоборот. Циклы носят международный характер, их периоды в большинстве стран, находящихся на одной ступени развития, совпадают.

На смену этого понятия пришло понятие «экономический кризис» как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности». В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия». В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.

Кризис - это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда надвигаются серьезные перемены. Причем результат этих перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Каждый, кто может предсказывать или планировать кризис (или «поворотный момент», если для вас слово «кризис» все еще имеет ярко выраженный негативный оттенок») в своем бизнесе априори имеет гораздо более высокие шансы на успех, чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть себя врасплох.

Кризис - это резкое обострение ситуации в социально-экономической системе, грозящее ее жизнестойкости.

Понятие «кризис предприятия/кризис на предприятии» описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия, которые как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофические.

Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.

Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические явления могут лишь незначительно влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут вызывать существенные и даже критические для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления.

Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение которого оно наступает, зависит от целого ряда факторов:

· Соотношения числа и интенсивности действия исходных событий.

· Количества и силы факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на организацию.

· Интенсивности действия промежуточных факторов в цепочке.

· Значимости каждого фактора как для фирмы, так и для отрасли в целом.

Кризисы возникают при наличии, по крайней мере, двух условий: во-первых, факторы, вызывающие организационный кризис, должны воздействовать на всю организацию как целостную систему; во-вторых, доминирующее в организации мировоззрение оказывается не способным правильно отразить причинно-следственные отношения, порождающие угрозу кризиса, или создает защитных механизм, препятствующий осознанию истинных причин кризиса.

Можно выделить общие признаки кризиса:

· Неопределенность причин и последствий.

· Угрожают целостности и существованию организации.

· Ограниченное время на сбор информации и локализацию последствий кризиса.

· Модификация или даже парализация работы команды топ-менеджеров.

· Необходимость быстрого принятия управленческих решений, имеющих важные последствия для организации.

· их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.

· они состоят из событий, которые создают новые условия для достижение успеха.

· они снижают контроль над событиями и их влиянием.

· они меняют отношения между участниками.

Обычно причины кризиса подразделяют на объективные, субъективные, внешние и внутренние. Что позволяет классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые, неуправляемые.

К субъективным причинам относят те, которые в большей степени подвержены воздействию и управлению, и могут быть устранены в краткосрочной перспективы. К объективным – те, которые складываются под воздействием многих разнонаправленных факторов, и их устранение или смягчение возможно, но не в ближайшей перспективе, и не только силами самой организации. Внешние факторы формируются макросредой, окружающей предприятие.

Также кризисы могут быть:

1. По масштабу: общие- это кризисы охватывающие всю социально-экономической ситуации; локальные- это кризис, который охватывает отдельные системы.

2. С точки зрения охвата проблем: макро- и микрокризисы.

3. По предсказуемости - предсказуемые и непредсказуемые.

4. С точки зрения проявления - явные и латентные

5. По характеру возникновения - естественные и искусственные.

 

Можно выделить функции кризиса:

1. Резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы.

2. Расчистка дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы

3. Испытание на прочность тех элементов системы кт будут главенствовать в будущем.

Карл Маркс причиной экономического кризиса отмечал «частная собственность в результате чего имело место перепроизводсто товаров при низкой платежеспособности».

Системный кризис может содержать в себе множество причин. Однако основными причинами кризиса являются противоречия между функционирование и развитием предприятия. При функционировании деятельность направлена на поддержание достигнутого развития, а при развитии – на качественный рывок, в основе которого лежат новые технологии и техника. Развитие влечет за собой рост качества продукции, производительности.

В противоречиях лежит человеческий фактор: опасение нового. Таким образом развитие тормозится, а торможение приводит к кризису.

Родионова Н.В., выделяя три стадии банкротства: допустимое, критическое и катастрофическое, характеризует первую из них зарождением негативного (кризисного) состояния и называет такие симптомы, проявляющиеся на данной стадии:

- сокращение объемов продаж;

- снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

- увеличение продолжительности оборота капитала;

- наличие сверхнормативных запасов сырья;

- увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

- срыв выполнения какого-либо проекта, от которого предприятие полностью зависит;

- использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

- необоснованная смена поставщиков;

- задержки с предоставлением отчетности и снижение ее качества;

- изменения в структуре управления предприятием;

- сокращение производственного потенциала;

- всевозможные реорганизации предприятия;

- скрытое снижение цены предприятия;

- недостаточность капитальных вложений;

- моральный износ техники и технологии;

- вынужденные простои, неритмичная работа и т.п.

Итак, симптомов кризисов очень много. Однако, помимо них, еще существуют и причины кризиса. Между ними очень тесная связь, однако для правильного анализа и прогнозирования нужно уметь разбираться в этих понятиях.

Симптомы – это начальные признаки, самые первые «звонки». Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Анализ таких показателей, как, например, производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала может отражать состояние производственной основы предприятия. Наиболее важную роль играют финансово-экономические и социально-экономические показатели. Состояние показателей оценивается, с одной стороны, относительно нормативных величин, а с другой – относительно друг друга.

Симптомом предкризисного состояния может являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т. д.

Симптомы не являются отражением причин кризиса. Симптом – это первоначальное проявление кризисной ситуации, причины же кроются гораздо глубже, они могут складываться продолжительное время и зависят от многих факторов. Признак кризиса – это объективное состояние или событие, которое говорит о наступлении кризиса.

Причины кризиса – это события или явления, в результате которых данный кризис наступил.

К примеру, инфляция является фактором кризиса, причиной же будет увеличение массы денег. Симптомы – повышение цен, неожиданный рост заработной платы и т. д.

На предприятии признаком кризиса могут быть, к примеру, снижение качества продукции, большая задолженность по кредитам, причиной – финансово-экономические затруднения, ухудшение общего состояния экономики, недостаточный уровень профессионализма сотрудников. Симптомы – первые показатели отрицательной динамики, рост финансовых вопросов и т. д.

 

Причины экономических кризисов:

 

1.

Объективные причины

Субъективные причины (причины, вызванные человеческим фактором)

 

2.

Внешние (причины, которые как правило не зависят от предприятия)

Внутренние (причины, которые порождаются на самих предприятиях и предприятия могут воздействовать на причины)

 

Уровни внешних причин:

Международные: неблагоприятные изменения конъюктуры на международном рынке, введение антидемпинговых мер по отношении к отечественным предприятиям-экспортерам. Влияние этих факторов неоднозначно, оно может влиять на разных участников по-разному.

Национальные: экономические факторы:

Факторы дальнего окружения – те факторы, которые вне достижения (отсутствие гос.поддержки, высокие ставки рефинансирования и проценты по кредиту, низкий инвестиционный рейтинг государства, неблагоприятный валютный курс, коррупция и криминализация общества)

Факторы ближнего окружения – может оказывать опосредованное влияние (высокий уровень конкуренции, низкая доступность кредитов, монопсония, монополизм поставщиков).

Политико-правовые факторы: низкий уровень политической стабильности. Чем выше стабильность, тем более лучшие условия. Слабая регулятивная роль государства.

Географические факторы: неблагоприятное местоположение предприятия к источникам сырья и потребителям продукции; высокие затраты на строительство с неблагоприятными климатическими условиями; природные факторы.

Прочие факторы: террористические факторы; техногенные катастрофы, и т.д.

Внутренние факторы:

Производственно-технические: низкое качество продукции; низкий уровень использования производственной мощности; высокая материально-, энерго- и трудоемкость продукции.

Финансово-экономические факторы: низкая инвестиционная привлекательность и недостаток инвестиций; высокая дебиторская и кредиторская задолженность; низкая конкурентоспособность продукции; преобладание неденежных взаиморасчетов; высокие издержки производства.

Организационно-управленческие: неэффективная маркетинговая политика; отсутствие собственной системы продвижения на рынке; низкий уровень организации производства; отсутствие и недостаточный уровень диверсификации (разнообразие) производства. Диверсификация может повысить масштаб продукции, снизив себестоимость, и автоматизацию; выпуск нерентабельной и низкорентабельной продукции; низкая квалификация персонала; недостаток или излишек персонала; отсутствие стратегии развития; отсутствие системы платежеспособности. Чтобы обнаружить кризис на начальной стадии, необходимо постоянное отслеживание платежеспособности.; чрезмерная централизация управления (принятие решения на верху. Необходимо разумное сочетание)

Отсутствие сценариев антикризисного управления. Это приводит к тому, что кризис возникает внезапно. Нужно заранее продумывать возможную угрозу и действовать. Это поможет предпринять предупредительные меры.

Социальные факторы: конфликты между работником и руководителем, менеджером и собственником; чрезмерные затраты на содержание объектов социального назначения; слабая мотивация персонала.

В основе внешний и внутренний факторов лежат человеческий фактор.

Фазы развития экономического кризиса:

Каждая из фаз характеризуется определенной степенью глубины кризиса, причем границ между фазами определит весьма трудно либо даже невозможно. В общем случае кризис протекает следующим образом:

1. зарождение финансовой неустойчивости;

2. развитие финансовой неустойчивости;

3. появление убыточного производства.

Для выявления каждой из фаз нужно выявить коэффициент платежеспособности (см. Тема 2).

 

С целью идентификации отдельных фаз кризиса используется:

1. Нормальная платежеспособность - это способность предприятия исполнить обязательства, наступившие в определенных сферах деятельности за определенный период времени за счет закрепленных данными сферами деятельности денежными средствами.

2. Анормальная платежеспособность- это способность предприятия исполнить обязательства, наступивших в определенных сферах деятельности за определенный период времени, как за счет собственных, включая все виды активов, так и за счет заемных средств.

3. Неплатежеспособность:

a. зарождающиеся;

b. устойчивая;

c. абсолютная.

 

Фазы развития кризиса:

1. Предкризисная фаза развития.

В рамках данной фазы развития кризиса созревают предпосылки будущего кризиса, этот процесс может протекать длит период времени и не иметь выраженных признаков. На предприятии в этот период сохраняется нормальная платежеспособность. Применение примитивных мер может не допустить либо смягчить кризис. Начальную точку развития кризиса определить почти невозможно, в конечной точнее развития фазы возможно незначительное снижение платежеспособности. Данная фаза относится к постепенно развивающемуся кризису, который носит латентный характер. Фаза протекает в зоне нормальной платежеспособности. Наличие системы мониторинга кризиса позволит через слабые сигналы протекания кризиса получить предварительную информацию и осуществить антикризисные меры. Продолжительность предкризисной фазы может быть весьма значительным.

 

2. Переломная фаза развития.

Фаза характерна тем что кризис к началу фазы из латентного характера превращается в явный, на предприятии происходит снижение уровня платежеспособности. Это фаза располагается в зоне нормальной платежеспособности, что говорит о нормальной финансовой устойчивости предприятия. Основные задачи в рамках фазы:

a) Установить причины возникновения кризиса;

b) Разработка антикризисной программы с учетом новой информации;

c) Приступить к реализации антикризисных мер;

d) Разработать реестр активов, подлежащих реализации, если кризис дойдет до этой стадии.

 

3. Определяющая фаза развития.

Фаза располагается в зоне анормальной платежеспособности. Задачи, решаемые в рамках фазы:

a) Установить причины возникновения кризиса;

b) Разработка антикризисной программы с учетом новой информации;

c) Приступить к реализации антикризисных мер;

d) Разработать реестр активов подлежащих реализации, если кризис дойдет до этой стадии.

 

В этой фазе в связи с недостатком выручки от продажи осуществляется продажа активов и временное заимствование. На данной фазе решаются вопросы: «Имеется ли возможность восстановить платежеспособность или предприятие станет неплатежеспособным?».

 

4. Регламентирующая фаза развития.

Данная фаза находится в области неплатежеспособности. Продолжительность данной фазы регламентируется Законом о несостоятельности. Данная зона соответствует зоне зарождающейся неплатежеспособности, и в зависимости от неплатежеспособности можно прогнозировать срок неплатежеспособности.

Возможны следующие решения в рамках фазы:

a) Переход к 5 фазе - восстановление

b) Переход к банкротству

 

5. Реабилитационная фаза развития.

На данной фазе проходит восстановление платежеспособности. Максимальный срок фазы не более 2х лет. Важным фактором будет качественная оценка финансового состояния должника. Фаза располагается в зоне устойчивой неплатежеспособности.

 

6. Ликвидационная фаза.

В данной фазе возможно банкротство либо ликвидация предприятия. Ее продолжительность соответствует сроку процедуры конкурсного производства. Для данной фазы характерен глубокий кризис без надежды на восстановление платежеспособности. Действия, которые осуществляются в рамках фазы:

a) Формирование очередности требований кредиторов;

b) Формирования конкурсной массы – все имущество предприятия в денежном выражении;

c) Проведение торгов и продажа имущества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие антикризисного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.