Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие антикризисного управления

 

Некоторые из авторов рассматривают антикризисное управление с точки зрения проблем финансов на микроуровне, другие же пытаются рассмотреть комплекс проблем связанных не только с кризисом отдельного предприятия, но кризисом в государственных финансах, в экономике целом.

В некоторых случаях под термином «антикризисное управление» понимают управление предприятием в условиях общего экономического кризиса. Иногда под этим термином понимают то управление предприятием, которое направлено на то, чтобы избежать предстоящего банкротства. Многие специалисты полагают, что антикризисные меры следует предпринимать только тогда, когда финансовое положение предприятия на рынке очень плохо.

Верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

Антикризисное управление направлено на предупреждение кризисной ситуации, устранение кризисных явлений, если они имеют место.

Антикризисное управление отличается от другого управления в первую очередь:

- что Антикризисное управление осуществляется в условиях недостатка ресурсов (финансов, времени). Этих ресурсов тем ниже, чем глубже кризис, которых охватил предприятие.

- Антикризисное управление должно осуществляться в очень сжатые сроки, и как следствие отсутствие возможности получения советов.

Отсюда повышенное требование к скорости принятия решения. В условиях Антикризисное управление менеджеры вынуждены идти на принятие непопулярные методы (сокращение работников, з.п).

Таким образом Антикризисное управление – управление, направленное на предупреждение кризиса, отслеживание ситуации.

Следовательно, даже в обычном управлении должны быть элементы Антикризисное управление (например, отслеживание платежеспособности предприятия).

Кризис – это событие, способное угрожать жизнедеятельности организации, характеризующееся неопределенными причинами и трудно предсказуемыми последствиями, требующее немедленных решений.

Антикризисное управление – заключается в минимизации потенциального риска нормальной работе организации.

Таким образом, Антикризисное управление направлено на предотвращение кризиса путем проведения организационных изменений, обеспечивающих единство действий членов организации и ее руководства для предотвращения кризиса, а в случае его наступления – выхода из кризиса с минимальным ущербом для организации.

Системный подход антикризисного управления требует использования психологических, социально-политических и структурно-технологических подходов к кризису и к разработке антикризисных мероприятий. Другой аспект системности состоит в разработке механизмов, способствующих объединению усилий основных менеджеров, персонала для достижения общих целей кризисного управления для достижения общих целей.

Еще больше Антикризисное управление актуально, если на предприятии имеет место неплатежеспособность. Здесь необходимо незамедлительно вводить антикризисные меры. Необходимо выяснить причину, которая привела предприятие в это состояние. Каждая причина требует специфического действия, которое направлено на устранение следствия, а далее необходимо и устранение самой причины. Желательно, чтобы на предприятии были разработаны антикризисные сценарии, которые будут применены к определенной ситуации.

 

 
 

Основные отличия антикризисного управления от управления в стабильных системах.

Целями кризисного менеджмента являются:

- прогнозирование кризиса;

- быстрое прекращение кризиса;

- ограничение ущерба;

- восстановление доверия к организации.

 

Процесс управления кризисом состоит из пяти этапов:

1) определение проблем, которые могут затронуть организацию и ее имидж;

2) проблемы сортируются по степени значимости для организации;

3) выработка различных вариантов стратегий действий;

4) реализация программы действий для сообщения организацией своей позиции сотрудникам и общественности и для влияния на восприятие организации;

5) оценка программы достижения целей организации.

Важно помнить, что кризис нередко имеет и обратную сторону, это - новые возможности для организации, обновление состава руководителей и методов управления, обновление системы социального управления в организации, сплочения коллектива.

Различают два основных типа восприятия кризиса:

1. Отношение к кризису, ориентированное на сохранение докризисного состояния. Восприятие кризиса негативное. Все мероприятия будут направлены на восстановление докризисного состояния.

2. Отношение к кризису, ориентированное на обновление. Восприятие позитивное. Кризис воспринимается как необходимость обновления, освобождения от неправильных целей, правил, рутины. Упор делается не на борьбу, а на изменение структуры, технологии, культуры организации в соответствие с новыми требованиями.

 

Государственное антикризисное регулирование

Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного регулирования. В период подъема экономики регулирование сводится преимущественно к фискальным функциям. В кризисных ситуациях требуется законодательная, а иногда и финансовая поддержка.

 

Цель государственного антикризисного регулирования – выявление и помощь компаниям, которые можно «вылечить», и эффективное проведение банкротства безнадежных компаний.

Особенности государственного регулирования определяются:

· Общей долгосрочной тенденцией развития (волны Кондратьева);

· Господствующим общественно-экономическим укладом и национальными традициями;

· Степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям;

· Глубиной кризиса;

· Политической ситуацией;

· Уровнем концентрации и централизации капитала;

· Бюджетными возможностями государства;

· Кредитными возможностями финансово-банковской системы.

Реформы государства в настоящее время направлены:

· На преодоление убыточности предприятий;

· Создание высокоразвитой конкурентной экономики;

· Обеспечение социальной защиты и увеличение уровня жизни населения;

· Увеличение устойчивости банковской системы;

· Укрепление международного сотрудничества;

· Переобучение на всех уровнях.

 

Традиционно меры государственного регулирования подразделяют на:

Административные рычаги:

· Правовое обеспечение;

· Разработка рекомендаций по выходу из кризиса;

· Контроль деятельности;

· Применение санкций.

 

Экономические рычаги:

· Налоговая политика;

· Денежно-кредитная политика;

· Валютное регулирование;

· Отношения собственности;

· Участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.

 

Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых предприятие признается банкротом. Первая попытка формирования законодательства о банкротстве в России была предпринята в 1992 году Законом №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992г., позднее было выпущено Постановление Правительства РФ №498 от 20.05.1994г. «О некоторых методах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Однако данное законодательство не было достаточно эффективным и во многих вопросах спорным, поэтому в 1998 году была предпринята новая законодательная попытка сформулировать закон о банкротстве №6-ФЗ от 8.01.1998г. «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон оживил процедуру банкротства, однако законодательство о банкротстве до сих пор претерпевает изменения, пример этому принятие нового федерального закона 26.10.2002г. ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» с имениями от 2011г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Кризис организации. | Тема 2. Платежеспособность организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.