КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация в философии
Это был период остановки жизни самой философии... И поскольку он собирался в организации, или структуры, с остановками во многих других областях, постольку это было то, что мы сейчас называем периодом застоя (я знаю, что мы говорим эти слова про другое время, но сороковые годы с этой точки зрения ни чем не отличались от того, про что мы так говорим). Все те группы философов, конфликты которых задавали содержание жизни в 20-е или 30-е годы, к этому времени уже... умерли, их просто не было на сцене, учеников они не подготовили и не оставили, поэтому было пустое пространство. И вот в этот момент надо было как бы начинать все по новой. Начинать строить философию в стране. Опять ставлю три точки... Вообще судьба философии в России очень сложна. Было несколько попыток начинать философствование в России, и вы наверняка о некоторых из этих направлений читали, в частности, и Белинский был близок к такому движению, но, слава богу, остался в области критики... литературной... Короче говоря, философии как института в России дореволюционной не было. Где-то там, в самом начале 900-х годов, начало это складываться. Ну, на мой взгляд, прежде всего благодаря усилиям Лопахина, появлению журнала. И возникла целая группа молодых и талантливых философов, которые потом, после эмиграции, составили славу таких развитых стран, как Англия или другие... но в России это только формировалось. Потом пришла революция, и социальный эксперимент вытряхнул этих людей за пределы страны. И опять образовалась пустота и гладь. _ Ситуация на факультете И поэтому к 45, 49 году (я говорю через черточку 45-49-й) мы опять стояли перед ситуацией, когда все надо было определять по новому, поскольку работающих институтов с подлинной философской проблематикой просто не было. Людей, которые знали и понимали философию, тоже не было. И это то, с чем я столкнулся, придя на философский факультет. И я, и многие, многие другие. Это с одной стороны. С другой стороны философский факультет представлял собой собрание, с моей точки зрения, наиболее интересных людей, уцелевших после Отечественной войны. Я говорю об этом поскольку я прошел физический факультет, который тогда (а физтеха еще не было) "отсасывал" самых продвинутых, интересных людей, но после, когда я прошел обучение на факультете философии, я могу сказать твердо, что таких интересных людей, какие были в этот момент на философском факультете, на физфаке не было и близко. Это мое глубокое убеждение, хотя конечно, физики могут меня упрекнуть в том, что я ничего не понимаю. Итак, значит, с одной стороны, полное отсутствие философской проблематики, людей, способных работать в философии, – на официальных местах преподавателей и учителей, а с другой стороны – невероятно интересные студенческие коллективы, смешанные. С одной стороны – люди со школы, с другой стороны – прошедшие войну, знающие все ее ужасы, познавшие, что такое доброта, понявшие необходимость широкой точки зрения (я бы сказал здесь геологической точки зрения – такого взгляда, который берет на себя ответственность за все целое, за жизнь какой-то системы культуры или области, за жизнь страны и т.д.). И вот это была ситуация конца 40-х годов. Ситуация жесткого разрыва между тем, что могли предложить преподаватели и история, традиция философии в России; с другой стороны – острая потребность и восприятие мира в условиях, когда кожа фактически снята. Я опять ставлю отточие, теперь я должен вернуться к этой основной своей цели. Итак, я должен рассказывать о том как в этих условиях в какой-то раз начинала снова формироваться российская советская философская мысль, и как молодые люди без образования, хотя уже с некоторым жизненным опытом, должны были начинать все это по-новому строить. Вот что мне важно и вот в чем моя цель. Может быть тут есть какие-то вопросы или замечания? _ Сталинские времена: «кошмарность» или «обыденность» · Вопрос есть. Прошу вас. · А скажите – вы постоянно акцентируете: «война». Значит ли это, что для вашего поколения опыт 30-х годов был не актуален? Вот вы постоянно говорите об испытаниях, которые только что закончились. Но в стране была кошмарная атмосфера. А почему... Не было в стране кошмарной атмосферы. · То есть для вас она была не актуальной... Не «для меня», не «для меня». Я ваш вопрос понял, и понял вроде бы все, что вы спрашиваете, но мне кажется, что вы спрашиваете неправильно. Вы спрашиваете с точки зрения сегодняшнего дня. Того, что вы прочитали, может быть, вам рассказывали родители или старшее поколение... Но при этом нельзя думать, что в стране была кошмарная ситуация. Не было в стране кошмарной ситуации, и вы должны это понять. Вы должны понять разницу между непосредственным восприятием жизни, действенным отношением, – с одной стороны; а с другой стороны – литературным знанием. И вы сейчас поймете почему я так говорю, а дальше я отвечу на ваш вопрос. Когда я учился на философском факультете, то нередко, я не могу сказать, что каждую неделю – это было бы преувеличением, но нередко мы приходили и обнаруживали, что кого-то нет. Начинали спрашивать: – А что с Ваней, что с Костей?, – и получали ответ: – А Ваню ночью забрали. И вроде бы это все проходило, но при этом не было кошмарной ситуации. Я не знаю, понятно ли я говорю. · Понятно, но... Это ведь сейчас обсуждается; то есть, с одной стороны, забирали людей... Я сейчас помню ситуацию, в которую я попал вот как только я пришел на философский факультет. Значит, исключали из комсомола молодого парня за то, что он "собравшись с товарищами читали Достоевского". Я туда попал впервые, я как-то встал и с удивлением сказал: – Вы с ума все посходили тут, что ли? Достоевского необходимо читать. Меня вызвали соответственно в бюро ВЛКСМ и прочитали нотацию, что читать надо только то, что рекомендуется. А есть и люди – так просто плохие, поскольку на них и донос уже есть, поскольку они собрались там вшестером или всемером, читали Достоевского (если память мне не изменяет, они читали «Бесы»), потом один из них пришел, подумал, и сразу написал донос, и соответственно началось действие. Поэтому: эта была вся эта реальность. Но если вы думаете, что это была кошмарная ситуация, вы ошибаетесь: это была обыденность нашей жизни. Обыденность, к которой люди, спасая себя, относились как к обыденности. Это первое, что я хочу отметить. Но вопрос, который вы затронули, невероятно интересен. Я дальше к нему еще должен буду вернуться, чтобы показать метод своей работы, поскольку он связан с этим вот наложением двух позиций: позиции жизни «сегодня и теперь» и позиции «через 40 лет», когда многое что названо. Теперь я бы еще в одном пункте отвечал на ваш вопрос. Ну так получилось, что надо мной вот этот кошмар, о котором вы говорите, он висел все время. При этом я учился на работах Маркса и был марксистом. Причем не потому, что других не могло быть, а я был марксистом по убеждению. И семья моя принадлежала к деятелям партии изначально, и вроде бы я это получил еще в наследство. И я тогда думал и представлял себе (тогда), что идея Октябрьской революции есть самое высокое, что есть в мировой культуре. И так жили подавляющее большинство людей. Вот это вы понимаете, когда говорите о кошмарах? · Это-то я понимаю. Отлично. · Но может быть именно это и есть кошмар? С нынешней точки зрения! Да. Но не с той. · (обсуждение в аудитории, женский голос «И с той – тоже. Вандализм.») Это очень здорово. Но, на мой взгляд, есть проблема. Потому, что... Вот ее очень красиво, по-моему, обсуждали кинематографисты. Они говорят: никогда, как в то время, люди не были такими жизненаполненными, не плясали столько и не танцевали наряду со всем тем, о чем вы говорите. А что вы говорите: что мы не танцевали, не плевали, не плясали? Не было того, о чем я говорю, говорите вы, или было? · (пауза) Нет, было, конечно. Но ведь то же самое было в 30-е годы в Германии. Да. И не думайте, что я этого не понимаю. (говор, обсуждение в аудитории) Но я бы вам вернул сейчас. – Уважаемые коллеги!.. (и если вы обидитесь, это здорово, но не обижайтесь на меня в личном плане). Уважаемые коллеги, если вы хотите додумать это до конца, то вам придется очень напряженно работать... и где будет этот конец никто сегодня не знает. И вроде бы подавляющее большинство людей думать-то не хочет, поскольку видит ужас этого конца. И в этом смысле и вы сейчас не хотите додумывать ситуации – все вместе и каждый отдельно – и тогда люди не хотели додумывать эту ситуацию. Поскольку она же в плане человеческой жизни и психологии бесплодна. Если вы додумаете, то – по этому анекдоту – заворачивайтесь в простыню и ползите на кладбище. Но в человеке есть такая жизненная сила, которая запрещает ему это делать и я на стороне этой жизненной силы. Не думайте, что я не понимаю эту ситуацию или не понимал тогда. Еще раз повторяю: вроде бы понимал! И даже то, что я прочел сейчас, не продвинуло вперед моего понимания, но от этого жизнь не становилась кошмарной – это просто были условия жизни. · Можно вопрос? Прощу вас, конечно же! · Вот существует весьма разработанный психологический механизм эмпатии. Вот с точки зрения того "Вани", которого забирали, наверное, ситуация все-таки, становилась кошмарной. А вы, будучи его другом или знакомым, – испытывали вот воздействие этой эмпатии на себе? У вас, – я обращаюсь не лично к вам, а к людям, которые переживали все это, и тем не менее плясали, – вот действовал на ваше поколение этот механизм эмпатии, и легко ли было плясать, зная, что для кого-то это все закончилось? · А что, сейчас этого нет? · Есть, конечно. И как? И вы вообще не танцуете? Не едите? · (реплика не того, кто задавал вопрос) Танцуем! ... В кино не ходите? Или что вы делаете? И в чем проявляется тот механизм эмпатии, о котором вы говорите? (пауза) · Георгий Петрович... Одну секундочку. По очереди. · Это ответ, да? На мой взгляд – да. · Георгий Петрович, дело в том, что вот сейчас, вот в сегодняшнее время иностранцы говорят так: вы счастливые люди, что вы не знаете как плохо вы живете. · Мы-то знаем... · Нет. Василий Георгиевич!, – ну и что? (пауза). Но я бы не принял этой точки зрения. Я ее действительно не принял бы. Причем от души бы не принял, поскольку вы живете совсем не плохо. · Так вот с точки зрения иностранца за 40 лет вперед – я живу плохо. А сегодня я, со своей точки зрения, живу отлично. Вот это надо понять. Но больше того. Ведь точки зрения бывают разные. Вот один мой приятель, я сожалею, что его сейчас нет, недавно ездил в Финляндию. Он общается на довольно высоком уровне с тамошней интеллигенцией гуманитарной. Он приехал и сказал: ну, страна, организована вот так! – колбаса где угодно... духовной жизни нет вообще. Но опять-таки, я не обсуждаю вопрос с точки зрения истинности или ложности чего может понимать русский человек о том, что происходит на самом деле в Финляндии. Это надо жить внутри. Но с его точки зрения там ее нет. Вы можете кричать, что финны живут очень плохо. Я достаточно хорошо знаю американскую жизнь, – вы можете говорить «как же живут американцы, черт подери?» Я расскажу вам смешную вещь. Пару-тройку лет назад у меня был в гостях известный американский социолог Анатолий Раппапорт. Засиделись у меня и он меня спрашивает: – А где вы меня положите? Я говорю: – Ничего, довезу до метро и поедете вы в свой «Националь», в свой номер в гостинице. Он говорит: – Нет. Я ночью никуда не выйду. Я так удивился, говорю: – О чем вы? Он мне начинает объяснять, что с его, американской точки зрения, выходить на улицу в городе нельзя, поскольку шансов дойти не будет. Я махнул рукой. Взял его так вот, резко, и повел в метро. Посадил на "Проспект Вернадского" и он отправился к себе туда. Пришел домой: телефонный звонок. Он кричит: – Я дома, я дома, я живой! (оживление) Я потом спрашивал других американцев на этот счет и выяснил, что это есть реальность их жизни. Вы теперь будете говорить, что они живут плохо. А они этого... они это даже знают, но это есть нормальные условия их жизни. О чем вы говорите, я не понимаю и какого рода проблемы вы ставите, я тоже не понимаю. · Бывают ли в таком случае ненормальные условия жизни? Ко всему в конце концов можно относиться таким вот образом. Даже в концлагере вот так же обстоят дела... О! И наконец мы начинаем говорить по делу. Вы что здесь делаете? Вы как за чаем с женщиной разговариваете – «у, живем нормально, колбасу имеем», или вы хотите понять как ученый или философ, – что имеет место? Что вы делаете сейчас? · Я? Понять. Понять. Так если вы хотите понять, то разговор о нормальном и ненормальном надо вынести за скобки и спустить... в унитаз. И только тогда вы впервые сможете что-то исследовать, разбирать и выяснять что мы имеем. И если вас там охватит ужас, в ваших научных исследованиях, это уже ваше научное дело и ваши проблемы. Вот что я говорю. Я готов спорить. Я понимаю, что многим моя точка зрения вообще... не нравится или не устраивает. Кто-то скажет, что я оправдывал здесь сталинские репрессии и кошмар тех времен. Я не оправдываю. Я это знаю и вижу, но я говорю: – Уважаемые коллеги! Мы с вами живем в двадцатом веке (и реплика насчет Германии тоже была не случайной), и если вам кто-то скажет, что это сегодня есть нормальные условия человеческой жизни всюду и везде, то вы не удивляйтесь, вы отнеситесь к этому всерьез потому, что оно так и есть. · А может быть вам можно бросить упрек не в том, что вы оправдываете репрессии, а в том, что вы оправдываете себя? (нарастающее оживление). Можно! Можно, но это бессмысленное дело. Поскольку... Это вы мне бросите этот упрек, я возьму ракетку, и с вашим упреком отправлю его туда подальше. · Вы можете отправить сюда и я его приму. Вот отлично. Отлично. У меня этого – нет! Хотя я все время это продумывал... Поскольку (обратите внимание, это очень важно и принципиально) сегодня отдельный человек не может противостоять системе, он может быть только жертвой в этой системе. И вроде бы за этим ничего не стоит. А так-то ведь вопрос заключается в том что должен делать человек в этих условиях? Моя задача всегда состояла в том, чтобы провести анализ и понять что происходит. Найти законы, представления и знать где и как мы живем и что нас ждет в будущем. И это, вроде бы, была моя функция как философа и методолога, и я ее должен выполнять. Мне вспоминается в связи с вашим вопросом один очень интересный польский фильм (времен сразу после войны). Сюжет там был примерно такой. Человека отправляют для диверсионных действий, а он, кроме всего прочего, хирург и для него главное – это руки. И дальше начинается серия ситуаций, где человек должен себя останавливать. Там сидит женщина и какой-то хам подходит, выбрасывает ее с места, а этот самый – вместо того, чтобы взять и врезать ему, – отходит в сторону и бережет свои руки, которые ему нужны для работы. А я до сих пор не знаю кто поступил правильно... и кто поступил бы правильно – тот кто врезал бы в этом месте, защищая женщину, или тот, кто берег свои руки для того, чтобы выполнить свою функцию? Вопрос ведь понятен, да? А чего вы скажете? · Я скажу, что здесь нет объективной правды. · У-у-у (женский голос, и общий гул) Точка зрения понятна, я так начинаю понимать, что вы не только психолог, но и психологист. (Оживление, смешки) Я с вами не согласен! и об этом я буду говорить дальше. Я бы сказал, вот это наше с вами отношение и ответ на вопрос – есть объективная правда или нет объективной правды – один из основных вопросов нашего времени. И каждому придется его решать. · За себя. И за себя, и за остальных тоже. · Если они примут. Это естественно. Это естественно, но вы ж не понимаете вроде бы другой вещи: если у меня есть дети, а кроме того еще обязанность их учить, то я должен искать решение не только для себя, но и для них, и давать его в такой форме, чтобы они могли принимать или отбрасывать, и должен претендовать на правдоподобие и истину. И это обязанность каждого взрослого человека. И в этом смысле ваша психологическая точка зрения и ваш психологизм есть возможность скрыться (пауза) увильнуть, говорю я. Но – можно это обсуждать, соглашаться, не соглашаться. А тут еще есть какие-нибудь замечания по этому поводу, или можно двигаться дальше? · Двигать философию дальше. "Двигать философию". Тоже замечание хорошее. · Это же и есть философия. Вот! Видите, что вам отвечают оппоненты, мне важно это зафиксировать. Он думает, что это и есть философия. И он по-своему прав. Я, правда, с ним согласиться не могу, для меня философия заключена в другом, но вот это тоже очень важно и оно уже здесь у нас начинает разыгрываться. И я вроде начинаю чувствовать себя поспокойней и посвободнее – теперь я понимаю о чем надо говорить и чем дышат присутствующие здесь люди. · В одном углу. (Оживление) А чем дышат те, которые в другом углу или на открытом пространстве? (на фоне реплик и оживления) Я не расслышал! · Это основные, основные. _ Продолжение темы "философия" Итак. И вот теперь я вроде бы должен немножко сказать о философии, но вы должны понимать, что есть две позиции, в которых я вынужден сегодня работать. Одна – это позиция человека, который жил и пытался действовать тогда, в конце сороковых – в начале пятидесятых годов, его представления, его понимание мира, а другое – это моя сегодняшняя позиция, когда я продумываю эту историю, пытаюсь ответить на вопрос что было. И как надо было действовать, и где я действовал правильно, а где неправильно. И вот, соединяя эти две позиции, значит, я их теперь фиксирую как то, что было, только то, что за эти 40 лет себя проявило и определенным образом выразилось, вышло в феноменальный план, – и только про такое я говорю, что оно там было. Там было много чего другого, что потом не выявило себя или чего я не заметил, и про это я не могу говорить, поскольку... Вообще, наверное, человек и память работают как очень сложный кумулятивный механизм, который высвечивает какие-то вещи за счет экспозиции и иначе не может работать.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |