Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разноплановость мышления




Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления

Лабильность мышления

В этом же случае нарушение динамики мышления носит более стойкий характер, изменяя само строение мышления. Ла­бильность суждений становится как бы постоянным модусом мыслительной деятельности больных. Подобная постоянная ла­бильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. При этом осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у этих больных часто не нарушены, однако выполнение любого экспе­риментального задания не вызывало определенной стратегии их мышления, а представляет собой цепочку неуправляемых ассо­циаций. Рассмотрим примеры.

Пример 1. При раскладывании картинок в последователь­ном порядке больные такого типа, осмыслив сюжет, расклады­вают их в любом порядке - сменилась задача!

Пример 2. Понимая смысл пословицы, больные не могут ее объяснить. Нередко какое-нибудь слово пословицы вызывает «цепочку» ассоциаций. Так, больной в гипоманиакальном со­стоянии объяснил пословицу «Не все то золото, что блестит» следующим образом: «Золото - это прекрасные золотые часы подарил мне брат, он у меня очень хороший. Когда мы вместе учились, мы ссорились, но потом жили мирно. Брат очень лю­бил театр, мы видели с ним пьесу...» и т. д. Хаотичный характер ассоциаций помешал правильному объяснению пословицы, сло­во «золото» сразу повело к целой цепи воспоминаний.

Инертность мышления

Инертность мышления является антиподом только что опи­санных видов нарушений. В этих случаях больные не могут ме­нять избранного способа своей работы, изменять ход своих су­ждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Мышление - это деятельность. Чтобы мышление могло ре­гулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным. Не существует мыш­ления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т. е. от личности в целом. Особен­но ярко выступает нарушение личностного компонента в таком виде нарушений, которое характеризуется как «разноплановость мышления».

Нарушение мышления, обозначаемое как «разноплано­вость», заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают как бы в разных плоскостях. При разноплановости мышления сама основа классификации не но­сит единого характера. Больные объединяют объекты в тече­ние выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов и ус­тановок. Вот некоторые примеры.

Пример 1. Больной Г. (шизофрения, параноидная форма) в методике «Классификация картинок» выделяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании материала (железные), а то на основании цвета (картинки окрашены в синий и красный цвета). Другие предметы он объединяет на основании моральных и общетеоретиче­ских представлений (группа «выметавших плохое из жизни»; группа, «свидетельствующая о силе ума человеческого» и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.