Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый менеджмент в государственном управлении

 

Термин “финансовый менеджмент” в переводе означает “управление финансами». В широком понимании, финансовый менеджмент - наука и искусство принимать инвестиционные решения и находить для этого финансовые источники.

В более узком понимании финансовый менеджмент - это управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями субъектов рынка.

Инструменты и процедуры финансового менеджмента в секторе государственного управления, активно используются правительствами экономически развитых стран со второй половины 1980-х гг. К этому времени возобладала точка зрения, что государственные организации, как и частные компании, должны были использовать финансовые средства с максимальной отдачей. Более того, руководители государственных ведомств обязаны подходить к расходованию бюджетных ассигнований даже с большей ответственностью, чем менеджеры частных корпораций, поскольку они управляют ресурсами, принадлежащими всему обществу (деньгами налогоплательщиков).

На начальном этапе финансовый менеджмент рассматривался как инструмент контроля над бюджетными расходами. В настоящее время он понимается как система руководства финансами государственной организации, которая обеспечивает оптимальные способы использования ограниченных объемов бюджетных ресурсов для эффективного и результативного достижения целей, стоящих перед этой организацией.

Стандарты финансового менеджмента и модели оценки его уровня разрабатываются центральными ведомствами (министерствами финансов или высшими контрольными органами в сфере госфинансов) и отражаются в специальных регулирующих документах. В Австралии и США стандарты финансового менеджмента в секторе государственного управления утверждены законами. В Великобритании организовано структурное подразделение Казначейства – директорат финансового менеджмента, главная задача которого сформулирована следующим образом: обеспечить достижение мировых стандартов финансового менеджмента во всем секторе государственного управления.

Финансовый менеджмент в секторе государственного управления предполагает сопоставление расходов с результатами и определение сложившихся между ними соотношений. По итогам расчета различных показателей (экономичности, эффективности, результативности), мониторинга и учета всех факторов принимаются, выполняются, корректируются и контролируются управленческие решения об увеличении или уменьшении бюджетных расходов на осуществление тех или иных целей и задач ведомства.

В бюджетировании, ориентированном на результаты (БОР), в сфере бюджетных расходов меняют две важнейшие характеристики: объект управления и критерий управленческой эффективности.

Объектом управления становится структура совокупных расходов ведомства. В рамках традиционного бюджета таким объектом являлись неиспользованные вовремя бюджетные средства. Критерием управленческой эффективности является достижение результатов. В рамках традиционного бюджета об успехах ведомства судили по точности исполнения бюджетной росписи (устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией) и по величине неиспользованных средств на конец года.

Система финансового управления включает в себя:

- условия реализации

1. нормативно - правовое регулирование – наличие комплексной системы нормативно-правовых и методических документов, разрабатываемых соответственно как Минфином, так и самими органами государственной власти. Эти документы должны обеспечивать наиболее эффективные решения в области финансового менеджмента, принятых руководителями любого звена министерства или ведомства, используя имеющуюся у них информацию и ресурсы;

2.система распределения полномочий и обязанностей в рамках финансового менеджмента на уровне ведомства - делегирование полномочий и обязанностей по осуществлению финансового менеджмента «сверху вниз»

3.обеспечение кадровых и технологических возможностей для осуществления финансового менеджмента,

- инструменты и процедуры.

1.на этапе составления бюджета:

1.1.увязываются расходы с результатами

1.2.бюджетное планирование на трехлетний период, интегрируется в бюджетный процесс; проекты доходов и расходов задаются на три года вперед, при этом проект годового бюджета соответствует первому году трехлетки;

1.3.единство планирования текущих и капитальных расходов на срок не менее трех лет, взаимоувязываются текущие/капитальные расходы и расходы на приобретение/обслуживание активов;

1.4.гибкость в определении структуры расходов - снижение детализации расходов по мере повышения уровня управленческой иерархии и предоставления ведомствам права переносить на следующие год ассигнования, не использованные на конец истекающего года);

 

2 на этапе исполнение бюджета:

реализуются соглашения об оказании государственных услуг

а) между министерством финансов и отраслевым министерством,

б) между отраслевым министерством и подведомственными ему органами и организациями

в) делегирование полномочий «снизу вверх»: и ответственности.

Распределение полномочий и ответственности закрепляется в нормативных актах ведомств, имеет предельно четкий характер и исключает дублирование.

Неукоснительно соблюдаются графики финансирования расходов. Ведомства получают запланированные бюджетные ассигнования от центрального финансового органа (казначейства) строго по графику, а также в установленном порядке в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Объем ассигнований может быть сокращен лишь в чрезвычайных обстоятельствах

3.на этапе учета и отчетности:

используют метод начисления в бухгалтерском учете, предоставляют в законодательный орган страны годовой отчет о деятельности ведомства и годовой бухгалтерской отчетности, достоверность которой подтверждается заключением органа государственного внешнего аудита; использование, наряду с бюджетным учетом и отчетностью, управленческого учета и отчетности.

4. на этапе внутреннего контроля и аудита:

1. анализ надлежащему проведению операций госуправления, соблюдению требований нормативно-правовых актов, защите ресурсов от злоупотреблений, мошенничества, коррупции;

2 проводится мониторинг деятельности и реализации бюджетных программ.

Важнейшей функцией внутреннего аудита является активное взаимодействие с органом государственного внешнего аудита, проверяющим и подтверждающим достоверность отчетов ведомства.

Эффективность госбюджета складывается из трех показателей: качества планирования бюджета, его исполнения и контроля над исполнением. Главным критерием оценки эффективности госбюджета становится конечный результат.

В качестве индикаторов выступают показатели по росту доли промышленного производства, увеличению числа малых и средних предприятий, расширению налоговой базы и т.д.

Новый трехлетний бюджет государства дает возможность для проведения более сбалансированной экономической и социальной политики.

 

Раздел 7. Налоги и налогообложение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственные расходы | Понятие налогов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.