КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие налогов
Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Налог как экономическое отношениепредполагает передачу определенной денежной суммы в бюджетный фонд, т.е. денежный платеж, но это только один из элементов налога. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения, поступающие в бюджеты в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет — 90 %. Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. В налогах формировались два принципа распределения налоговой нагрузки (налогового бремени): 1. принцип выгоды (полученных благ); 2. принцип «пожертвований» (платежеспособности). Принцип выгоды предполагает, что разные субъекты облагаются налогом пропорционально той выгоде, которую могут ожидать от деятельности государства: те, кто получает больше благ и услуг от предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог, дорожный налог и другие платежи, формировавшие бывший Дорожный фонд, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования, и других видов услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных, безработных. Согласно принципу «пожертвований», субъекты облагаются налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми или «тяжесть» налога поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части дохода тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые путем налогов у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов. Классические принципы рациональной организации налогов А.Смита: а) налог должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости); б) размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности) в) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства); г) издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии). Использование этих принципов устранили произвол в налогообложении, внесли в этот процесс регламентацию. В последующем развитии налогов формулировки принципов уточнялись, дополнялись и сводятся сегодня к следующим принципам: 1. Принципы справедливости. Этот принцип в налогообложении рассматриваются в 2-х аспектах: а) обеспечение «горизонтального равенства». Все доходы налогоплательщиков должны облагаться на равных условиях; б) соблюдение «вертикального равенства» означает, что обложение доходов физических лиц должно производиться с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для перераспределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить налоги вообще, или платить гораздо меньше остальных. В РК принцип справедливости толкуется как всеобщность и обязательность. Во – вторых, как запрещение предоставления налоговых льгот индивидуального характера. 2. Принцип простоты. Для налогоплательщика должны быть понятны назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге должен быть не громоздок и не сложен. 3. Определенность налогов - непреложное равенство заранее установленных условий и порядка возникновения исполнения и прекращения обязательств налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов. 4. Обязательность налогообложения – налогоплательщик обязан исполнять налоговое законодательство, налоговый агент – исполнять обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в полном объеме и в установленные сроки. 5. Единство налоговой системы – налоговая система РК является единой на всей территории в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов). 6. Гласность - обязательность опубликования в официальной прессе. 7. Экономическая приемлемость - налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из этих случаев, то такой налог лучше не применять. 8. Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны-импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны. Характерной особенностью налоговых поступлений государству является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличие налогов от различных обязательных целевых взносов, отчислений платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами; сюда относятся строго целевые отчисления на социальное страхование, взносы и отчисления в специальные фонды, в том числе и внебюджетные, исчисляемые в определенном, долгосрочном размере от себестоимости продукции, работ и услуг, от прибыли (дохода), фонда оплаты труда, амортизации и других источников.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |