Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление конфликтами и стрессами в организации




Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в процессе решения т* или иных вопросов.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторона-

ми, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона

делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Существуют три подхода к оценке конфликта. В соответствии с первым подходом конфликт представляет собой негативное, разру­шительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой. Второй подход заключается в том, что конф­ликт — это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы. Современный подход к конфликту основывается на том, что отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводит к застою, тормозит развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновацион­ной деятельности в организации, и умело управлять им для достиже­ния целей организации.

Соответственно, различают дисфункциональный и функциональны й конфликты.

Дисфункциональный конфликт – ведет к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации (отрицательная направленность) вследствие стрессов, ухудшения сотрудничества, возникновения информационных барьеров.

Выделяют четыре основных типа дисфункциональных конфликтов:

· внутриличностный конфликт,

· межличностный конфликт,

· конфликт между личностью и группой;

· межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт – это конфликт, связанный с дискомфортом, нарушением внутренней гармонии человека вследствие расхождения требований, предъявляемых к человеку на рабочем месте, и его внутренним состоянием (этот тип конфликта не вполне вписывается в приведенное выше определение понятия «конфликт», однако его последствия могут привести и к конфликтам между несколькими сторонами, людьми или группами людей).

- внутриличностные, происходящие внутри человека, между его желаниями, идеями, мнениями;

- межличностные, происходящие между двумя или несколь­кими людьми;

- межгрупповые, участниками которых являются несколько

групп.

Функциональный конфликт – ведет к повышению эффективности организации, что обеспечивается, как правило, за счет генерации разнообразия идей и мнений в процессе принятия решений (положительная направленность конфликта). Этот тип конфликта приобретает всё более важное значение вследствие возрастания роли коллективного принятия решений. Функциональные конфликты возникают, как правило, в ходе совещаний или в ходе групповой работы. Плохо подготовленные мероприятия, в частности, совещания, занимают много времени.

Управляя конфликтом, можно минимизировать его возможные не­гативные последствия.

Управление конфликтом — это рациональное воздействие на его составные элементы с целью его разрешения. Оно предполагает знание динамики конфликта (последо­вательности основных стадий его развития), объекта конфликта, при­чин его возникновения, состава субъектов конфликта. Поэтому управ­ление конфликтом начинается с его диагностики, заключающейся в идентификации его элементов и определении стадии, в какой он нахо­дится. Конфликту всегда предшествует конфликтная ситуация, которая может перейти в собственно конфликт благодаря инциденту — дей­ствиям одной из сторон, явно направленным (или воспринимаемым именно так) на ущемление интересов противоположной стороны. Пос­ле инцидента начинается стадия эскалации, заключающаяся в резком нарастании интенсивности действий оппонентов. Затем наступает ста­ дия сбалансированного противодействия, в течение которой стороны постепенно начинают убеждаться в бесперспективности силовых действий, что ведет к стадии затухания.

На этой стадии конфликт может быть разрешен, урегулирован, устранен, он может затухнуть или перерасти в другой конфликт.

Послеконфликтный период состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации отношений. На первом этапе сохраняются не­гативные эмоции, но происходит пересмотр оценок и самооценок, ос­мысление общей ситуации, за ним следует нормализация отношений.

Разрешение конфликта. Этой цели подчинено управление конфлик­том. Под разрешением конфликта/понимается взаимодействие его участ­ников, направленное на прекращение противодействия и устранение при­чины, приведшей к конфликту. В процессе этого взаимодействия стороны преобразуют условия, способствующие возникновению конфликта.

Признаки разрешения конфликта. Одним из важных признаков разрешения конфликта считается удовлетворенность сторон его результатами. Другие признаки:

решение проблемы, породившей конфликт;

• прекращение противодействия;

• победа правой стороны;

• устранение факторов, травмирующих стороны;

• достижение цели одной из конфликтующих сторон;

• устранение одного из оппонентов.

Условия ведения успешных переговоров. Поиск решений проблемы конфликта осуществляется путем переговоров. Переговоры представляют собой набор приемов, направленных на поиск решении, взаимоприемлемых, для конфликтующих сторон. Для успешности переговоров необходимы следующие условия:

• взаимозависимость сторон;

" отсутствие существенного преимущества;

• нахождение конфликта на стадии сбалансированного равновесия;

• способность участников переговоров принимать реальные решения в сложившейся ситуации.

Правильно организованные переговоры проходят несколько стадий:

• подготовка к началу переговоров;

• фиксация предварительных позиций участников и взаимное ознакомление их с основными деталями;

• собственно переговоры как поиск взаимоприемлемых решений.

• завершение переговоров как нахождение формулы выхода из конфликта.

Наиболее часто используемый метод — пере­говоры. Переговоры можно рассматривать как непрерывный процесс, в котором условно могут быть выделены три основные части: подго­товка к переговорам, непосредственное участие в них и анализ ре­зультатов переговоров. Оценивая результаты переговоров, важно иметь в виду возможности продолжения сотрудничества. С этих позиций наиболее предпочтительный результат переговоров — отсутствие од­носторонних преимуществ (когда в выигрыше оказываются обе уча­ствующие в переговорах стороны).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.