Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендер в психологии и лингвистике. Лекции




Преподаватель: Наталия Изяславовна Миронова.

Лекция 1

 

Зачёт будет, скорее всего, письменный. + Она не записывает.

Мы будем говорить о психологии, в основном + о социологии.

Гендер - социально-культурный (можно ещё сказать, социально-психологический) пол.

Пол - это те анатомо-биологические особенности, в основном, в репродуктивной системе человека, на основе которого люди определяются как мужчины и женщины. Уровень гормонов, набор хромосом тоже влияет, конечно.

Лингвистам, кроме всего этого, ещё важна психологическая составляющая.

Различия между мужчинами и женщинами носят не качественный, а количественный характер! +Есть определенные речевые особенности.

В каждом человеке есть маскулинность и фемининность.

Гендер не всегда совпадает с полом.

Отто Вейнингер (австрийский учёный, жил с 1880 по 1903 гг. - покончил с собой в 23 года) в своей книге «Пол и характер» (в 1902 г. написал) первым (!) написал о гендере. В 70 - 80е гг. эта книга появилась в России (тогда была переведена частично, сейчас - переведена полностью). Он писал, что надо говорить о носителях мужского и женского начала, а не о мужчинах и женщинах. Он считал, что черты распространяются по-разному. Причём, то, что относится к женщинам, - низменно и недостойно и что у них примитивное сознание, непродуктивное. У талантливых женщин много маскулинных черт, считал он. Таким же образом он характеризовал и религии: в иудаизме много женских черт -> это религия примитивна, а христианство - маскулинная религия -> хорошая.

Конечно, у Вейнингера многое - неправда (про то, что женщины примитивны). Но в его книге важно выделение гендера.

Психологи считают расстройством несовпадение пола и гендера.

Трансвестит - слабое психологическое расстройство. Трансвеститы осознают свой пол, но это вызывает у них дискомфорт => используют символические знаки, чтобы быть похожим на противоположный пол. Они подчёркивают свою противоположность.

На другом конце шкалы - транссексуализм, это уже тяжёлое психическое расстройство. Такие люди сознают себя людьми противоположного пола. Они не могут жить, не сменив пол.

До сих пор учёные спорят, как связан гендер с полом.

Есть понятие «я-идентичность» (наше представление о нас самих).

Ещё в конце 19 века Холмс(?не услышала точно фамилию) изучал коммуникацию. Он писал, что когда общаются 2 человека, общаются, на самом деле, 6 человек.

 

Джон <= общаются=> Генри

А1 (какой Джон есть) В1 (какой Генри есть)

А2 (каким Джон В2 (каким Генри себя

себя видит, считает) видит, считает)

А3 (Джон, каким его В3 (Генри, каким его

видит Генри) видит Джон).

 

Джон говорит, как А1. Но обращается при этом к В3 (восприятию им Генри).

В начале 20 века социальные психологи добавили к этим шести ещё двух: А4 - Джон, каким он представляется ему его образ в глазах Генри. И В4 (то же самое по отношению к Генри).

В интернете есть тест (опрос), определяющий женскость и мужественность в человеке.

 

Гендерные исследования междисциплинарны. Это и социология, и психология, и смежные науки (социальная психология, напр.), и социолингвистика, и экспертизы установления авторства и др.

 

Гендерная социология занимается:

1. дифференциацией мужских и женских социальных ролей,

2. закономерностями полового разделения труда,

3. культурными символами и социальными стереотипами мужественности и женственности.

 

Гендерная психология:

1. Пол (гендер) и мозг человека. Строение мозга мужчин и женщин чуть-чуть отличается.

2. Гендерные различия в когнитивной сфере. Это мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

3. Гендер и эмоции.

 

Социальная психология выясняет зависимость личности от социальной группы. Это:

1. Гендерная идентификация.

2. Причины формирования гендерных стереотипов.

3 Гендерные роли и особенности социализации мальчиков и девочек.

 

Гендерные стереотипы:

Существует список черт мужчин и женщин. В этом списке эти черты противопоставлены друг другу, а это серьёзная ошибка. Например, в американском списке мужчина - сильный, стойкий, рациональный, активный, а женщина - слабая, неустойчивая, робкая, пассивная. Это неправда. И списки эти - очень динамическая вещь.

 

Психология изучает гендер на 3ёх уровнях:

1. индивидуальный уровень (исследуется гендерная идентичность - то есть к какой категории (М/Ж) человек себя относит)

2. структурный уровень (положение М и Ж в структуре общественных институтов: кто чаще - начальник, а кто подчинённый, напр. В западном учебнике по гендерной психологии приводятся данные о профессиях мужчин и женщин по регионам)

3. символический уровень (исследуются образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

 

3 волны феминизма:

1. конец 19 - нач. 20 вв.

Движение суффражисток (от франц. souffrage - избирательное право). Женщины требовали право голоса. Движение позже расширилось и стало движением за равноправие женщин.

2. 1960е гг.

За юридическое равенство с мужчинами.

3. 1990е гг.

Это было продолжение 2ой волны. + Добавилась идея политкорректности (особенно в США развив. эта идея).

 

Феминистки утверждали, что даже в языке закреплено неуважение к женщине:

а) Местоимение «кто» согласуется с муж. родом. Сейчас в этом вопросе пошли навстречу.

б) Названия профессий жен. рода образуется от существительных муж. рода. Исследования доказали, что сами женщины любят называть себя названиями профессий муж. рода («Я поэт», а не «я поэтесса», например) - так звучит солидней. И здесь пошли навстречу: теперь можно согласовывать профессию муж. рода с жен. родом: «Талантливая физик разработала…». Приводились и абсурдные примеры (предлагалось поменять): Hestory (не поняла) => shestory, hero => shero.

 

В 19, 20 и, может быть, в 21 вв. исследовали особенности речи М и Ж. Никто про гендер здесь не думал. Считалось, что речевые характеристики полностью определяются половой принадлежностью индивида. Значение пола абсолютизировалось. Он был отправной точкой и объяснением речевых различий. Этот метод исследования назывался эссенциализм.

История гендерных исследований - это движение от пола к гендеру.

Первые исследования - эссенциалистический подход.

Пол - постоянное неотъемлемое врожденное качество, безоговорочно данная идентичность, в силу которой люди разделены на две группы - М и Ж.

Основная задача - не объяснить, а задокументировать особенности речи М и Ж.

Стиль реч. поведения и особ.-ти речи производны от половой идентичности и неизменны.

У всех этих тезисов есть важное средство - они не учитывают возрастные и другие характеристики. А это было глубоким заблуждением. Ведь всё тесно переплетено в человеке - к этой мысли исследователи пришли только в конце 20 века.

Далее про эссенциализм: муж. и жен. язык взаимоисключают друг друга. Они рассматриваются в рамках 3ёх парадигм:

1. парадигма дефицитности

2. парадигма доминирования

3. парадигма различия.

 

1. Парадигма дефицитности связана с идеей языковой ущербности женщины. Муж. речь считалась нормой, а женская - отклонением. Робин Плакофф считал, что дело в социализации девочек - сама жизнь готовит их к тому, что им не нужен хороший язык (писал об этом лет 40 назад).

2. Парадигма доминирования.

Считалось, что языковые формы и модели являются представлением патриархального соц. порядка. Язык - средство интенционального (намеренного) создания мужского доминирования в коммуникации и в обществе. Язык - средство воплощения силы и власти.

 

3. Парадигма различия рассматривает общение М и Ж с позиции двух культур. Т.е. считалось, что это две разные культуры. Маскулинность и фемининность рассматривались как взаимоисключающие качества. Вторая точка зрения в этой теории - это автономные показатели.

 

Современная точка зрения: человек может содержать в себе одновременно и маскулинность, и фемининность.

 

Поляризация - большой недостаток этих парадигм. Сходств между М и Ж гораздо больше, чем различий.

Гендерная идентичность рассматривалась как статичная, неизменяемая. Это тоже большой минус этих парадигм. Ввели спец. термин: эмерджентная (точечная) характеристика (то есть в каждой ситуации по-разному).

И вообще, М и Ж контактируют в рамках одной культуры, они не могут относится к разным культурам.

 

Во время появления таких теорий в лингвистике господствовал структурализм (чёткое разделение, всё рассм. в оппозициях) - это повлияло. Сейчас теории полярности не принимаются. Учёные исследуют общ. и разл. черты.

НО: важно, что между полом индивида и его речью действительно есть сложная опосредованная связь. На эту тему есть множество исследований. Существуют различия между мозгом М и Ж. + Психол. особ.-ти поведения, коммуникации. Учёные находят особые вербальные навыки у мужчин и у женщин.

Амер. исследователи нашли различия. Биол. пол + гендер влияют на речь.

 

Роль и гендер.

Гендер как аспект идентичности целостной личности.

Гендер исследуется:

1. в социолингвистике, прежде всего. Она анализирует процесс функционирования языка в группах людей, организ. по полу, возрасту, соц. статусу и т.д. Социолингвистика выдвинула идею о том, что гендерные различия носят количественный характер.

2. психолингвистикой, которая исследует особенности усвоения языка мужчиной и женщиной (половая характеристика важна).

3. диагностикой. Идентификационная диагностика изучает устные и письменные тексты (анонимные, в основном) и по ним устанавливает характеристики автора (соц., половые, гендерные), выявляют и маску, исследуя стереотипы.

4. в лингвокульторологии, которая изучает культурно-истор. специфику гендера. Здесь есть очень интересные темы:

- гендер в той или иной культуре,

- поведенческие нормы, которые приписывают М и Ж в разных обществах,

- стилевые особенности, присущие М и Ж,

- как осмысляется мужественность и женственность в разных языках и культурах.

 

Итак, пол - это биологическая характеристика, а гендер - социальная доминанта (об этом пишет Кириллина). В Росси всплеск гендерных исследований произошел примерно 15 лет назад. Алла Викторовна Кириллина возглавляла Научный Центр Гендерных Исследований, написала книгу. Но потом лаборатория закрылась, и исследования затихли.

На некоторых конференциях и сейчас встречаются доклады на эту тему: обычно это исследователи из провинции, которые пишут свои работы на основе опроса примерно 40 человек. Так делать нельзя. Данные о небольшом количестве людей нельзя переносить на всех. В наше время исследований гендера всё меньше, так как заниматься этим очень не просто. Сейчас чаще исследуют индивидуальные случаи. Часто действуют таким способом: делят людей по тому, какие части тела у них доминируют - ухо/рука/нога, например - и по этим доминантам исследуют. Это довольно сложно, поэтому сейчас исследований мало. Хотя говорят, у нас на ОТИПЛе люди всё чаще интересуются этой темой.

В настоящее время гендер понимается как конвенциональный, относительно независимый социальный идеологический конструкт, в котором собраны представления о том, что значит быть М или Ж в той или иной культуре. Это определение Грищенко (исследовательница). Оно означает, что быть М и Ж не значит иметь М/Ж пол, а это значит следовать определенным социо-культурным ожиданиям, предъявленным обществом к человеку на основе принятых там правил пола.

Психол. пол (гендер) содержит:

1. когнитивный компонент (гендерное самосознание),

2. эмоциональный компонент,

3. поведенческий компонент.

Психолог Чекалина говорит, что гендер подч.(?), как мы демонстрируем свой пол окружающим и характеризует индивида по его соответствиям правилам поведения маскулинным и фемининным. Чекалина: гендер базируется на единстве 3ёх установок:

1. «Я знаю, что я женщина/мужчина».

2. «Я чувствую себя женщиной/мужчиной».

3. «Я веду себя, как женщина/мужчина».

Это иллюстрация к трём компонентам, озвученным выше.

Гендерная идентичность предполагает:

1. отождествление себя с каким-то полом,

2. предпочтения (определенная мотивация, эмоции, связанные с конкретным гендером),

3. эмоционально ценностное отношение к конкретному гендеру.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.