Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Гендерные стереотипы. Множественность проявления гендера




Гендерные образцы поведения м/ж в обществе – индивидуальные стереотипы. Еще одно определение стереотипов: сформированное в культуре представление о том, как ведут себя настоящие м и ж.

Из книги Чекалиной «Гендерная психология»:

Качества М (стереотипы):

1) стремление быть сильным и успешным

2) способность объективировать (реализовать) себя путем материальной/духовной деятельности

3) готовность к творчеству, лидерству, риску

4) способность проникнуть в суть явлений

5) потребность влиять на детей в качестве авторитета

6) установка на то, что любовь окружающих нужно заслужить.

 

Качества Ж (стереотипы):

1) стремление быть привлекательной в соответствии со стандартами женской красоты

2) способность объективировать себя через брак (для женщины!), сексуальность и детей

3) способность опекать окружающих

4) выносливость, коммуникабельность

5) способность тонко и разнообразно понимать мир

6) потребность влиять на людей с помощью ласки и любви

7) установка на то, что симпатия окружающих людей должна носить безусловный характер

 

(!) Здесь сохраняется противопоставление м и ж, но количественное, а не качественное (скорее у ж будет такая черта…).

(+) Конечно и у ж, и у м есть м/ж черты.

Сейчас женщины гораздо свободнее, чем раньше. Идея брака раньше была превалирующей!) В конце 20 века многие женщины начали выбирать между карьерой и браком. Многие решили сначала встать на ноги, получить профессию, а потом уже выходить замуж.

Есть и коммуникативные гендерные стереотипы. Это касается и речевого поведения, и языковых средств. Долгое время читалось, что для женщин характерно коллективное сотрудничество, а для мужчин – коллективное соперничество (например, чаще перебивают собеседника). Но все это ситуативно, зависит от целей собеседников, их эмоционального состояния. Нельзя под психологические стереотипы подгонять речевые особенности.

 

Работа Д. Камерона (Ж), интересные факты:

В обслуживании более приятен женский тип. Рекомендации общения с клиентами для оператора call-центра, например:

  • Экспрессивная интонация
  • Четкая каузация
  • Отсутствие перебивов
  • Демонстрация внимания к собеседнику

 

Люди записывали 2 типа речи (Миронова была среди них, а также научные сотрудники филологического факультета): задавали вопросы, просили рассказать о чем-то (социально-лингвистический аспект), приблизительно в 80-е годы. Речь записывалась в маленькой комнате. Но появилась проблема: речь должна быть естественной! Надо было записать рабочих. А они страшно смущались, вели себя неестественно, молчали. Придумали уловку: изобразить внимание, интерес. Через 5-10 минут человек начинал естественно общаться.

Р. Коннелл (профессор Сиднейского университета, живет и работает по сей день). Он написал книги в 97 («Гендер и власть») и 95 гг. Основная его идея – существует много различных проявлений как мужественности, так и женственности. Все это он рассматривает как проявление гендерного порядка.

Главная (идеальная) мужественность у него – гегемонность.

Все эти виды упорядочены в иерархию. Основной принцип = доминирование мужчин над женщинами. Но не за счет грубой силы, а за счет влияния культуры. Это распространяется с помощью СМИ, образов, идеологии и т.д.

 

Главные черты гегемонной мужественности:

1) гетеросексуальность

2) авторитет

3) брак

4) оплачиваемая работа (больше женщины)

5) физическая сила

 

Таких людей в обществе мало. Примеры Коннелла подобных людей: Сталлоне, Брюс Уиллис, Жан Клод Ван Дам.

В подчиненном положении – другие виды мужественности. Гомосексуальная мужественность – самая нижняя ступень иерархии и противопоставляется гегемонной. Она позорна.

В конце 20 века многие мужчины начали зарабатывать меньше женщин – Коннелл видел этот кризис. Он считал, что это сильно снизило их авторитет.

Признаки женственности находятся в подчиненном положении к гегемонии мужчин. Подчеркнутая женственность – на вершине иерархии. Она дополняет гегемонную мужественность. Ее задача – приспособиться к желаниям мужчины. Основные характеристики – уступчивость и сопереживание.

Пример такой женственности (+ архетипы и карикатура) – Мэрилин Монро. Это экранный образ (может быть его хотят чаще видеть в естественной мире).

 

Подчиненные типы женственности:

  • Феминистки
  • Лесбиянки
  • Старые девы
  • Гадалки
  • Проститутки
  • Женщины, занимающиеся физическим трудом

 

Этот перечень признаков мужественности и женственности открыт для ученых.

Ф. Разерфорд отметил появление в СМИ двух идеализированных типов мужчин: мужчина карающий и новый мужчина.

Мужчина карающий защищает честь своей семьи. Это образ Рэмбо в кино. В 20 веке называют множество таких образов.

Новый мужчина – сдержанная мужественность, по Разерфорду он проявляет чувствительность в отношении с женщинами, с детьми, не стесняется в выражении собственных эмоций, делает модным отцовство, предстает нежным ласковым отцом, идеальный сексуальный объект. Женщина при этом может зарабатывать больше, чем он. Ситуация меняется.

Р. Коннелл заметил кризис мужественности с изменением роли женщины. Мужчина или теряет свой авторитет, или сидит дома. Это подрывает стабильность гегемонного типа мужественности.

Коннелл пишет, что ослабляется легитимность превосходства мужчины над женщиной.

Он говорит и о кризисе сексуальности. Теперь гомосексуальность афишируется, гомосексуалистам могут даже отдать на воспитание детей.

Последний кризис: кризис формирования интересов. Женщины получили больше прав плюс проходят «движения» геев (гей-парады). Это разрушает гендерный порядок в обществе.

О появлении нового типа женственности: М. Бухольц (ж) сделала эксперимент со старшеклассниками. Идеалом женственности тали и все типичные женские черты: неспособность к точным наукам и вообще изучению чего-либо. Девочки старших классов в Калифорнии взяли себе идеалом модель компьютерных фанаток (90-е гг.). Верх шика – прекрасно владеть знанием компьютера, обсуждать это. Это – новый идеал. Они используют и лингвистические средства (+ особые фонетические) для подчеркивания своей идентичности. Раньше стоял выше и чаще был использован британский вариант американского английского. А эти девочки используют другой вариант.

И сейчас возникают новые типы женственности.

Гендерные отношения динамичны. Коннелл: люди могут менять свое поведение. Могут скатиться с гегемонной мужественности вниз и наоборот, подняться вверх до гегемонной мужественности.

Пример динамических отношений: Бонни МакИахинни (Ж) обнаружила, что женщины-полицейские заметили, что люди их воспринимали не как полицейских, а как женщин. Это им мешало. Они оставались привлекательными женщинами, просто изменили свой внешний вид на более строгий и поменяли свое речевое поведение, чтобы скрыть свою феминность (У нас в России иначе?)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.