КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационная культура общества
Инновационная активность организации Инновационный потенциал организации или предприятия в немалой степени зависит от восприимчивости предприятия к новшеству. В свою очередь, это — показатель комплексный, зависящий от различных факторов: личностно-психологических, внутренних или структурных и внешних. В частности, к личностно-психологическим факторам относятся: ■ характеристики руководящего состава на всех уровнях управления (личное отношение к нововведениям, профессионализм, место в организационной иерархии, склонность к риску и активным действиям, возрастные характеристики, интерес к служебному росту); ■ характеристики персонала (образовательный уровень, осведомленность и мотивация к нововведениям, информационные контакты). К внутренним (структурным) факторам относятся: - ресурсные характеристики (величина ресурсов, производственные мощности предприятия, наличие резервов, специализированного подразделения по реализации новшеств, опыта в использовании новшеств, кредитных возможностей); - структурные характеристики (уровень централизации, развитость коммуникационных каналов, межорганизационная интеграция, организационно-техническая готовность предприятия к реализации новшеств). К внешним факторам относятся: ■ состояние внешней среды (стабилизация, неопределенность, рост, спад); ■ межорганизационная кооперация; ■ уровень конкуренции; ■ динамика спроса на продукцию (услуги); ■ региональные характеристики.
Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) во многом определяется состоянием инновационного климата общества. Сам процесс формирования инновационно восприимчивой среды чрезвычайно сложен. Еще К. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса», рассматривая проблему использования новшеств, отмечал, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. В частности, он вывел целую систему факторов, стоящих на пути реализации новшеств: инертность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага; временные убытки, противодействие непривычному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпоративные интересы, профессиональная зависть и т. д. Несмотря на то, что выводы ученого были сделаны более семидесяти лет назад, они и сегодня все еще актуальны.
Между тем для современных динамично развивающихся обществ проблема производства и внедрения инноваций становится особенно актуальной. Общество не просто должно адекватно реагировать на инновации, оно должно осваивать их во всех областях человеческой деятельности. Неприятие инноваций, их блокирование ведет к застою в общественной жизни, что приводит к общему отставанию. Таким образом, в современном обществе должен формироваться социальный спрос на инновационную деятельность во всех сферах общественной жизни. Поэтому одним из важных вопросов является готовность общества к продуцированию, распространению и принятию инноваций. И эта готовность во многом обусловлена культурными факторами. В частности, можно выделить два фактора, влияющие на этот процесс. Первый — это тип цивилизационного развития. Инновация становится повседневной реальностью, когда в обществе появляются такие ценности, как свобода и личность. В полной мере это характерно для христианской цивилизации, где процесс творчества во всех его проявлениях, совпадая с вектором освобождения человека от пути традиционного общества, в конце концов становится чертой повседневности. Техногенный тип цивилизации, в отличие от традиционного, культивирует образ новатора, преобразователя. Инновационность становится основной характеристикой современной западной цивилизации. Более того, сегодня, когда социальное время ускоряется, а ситуация в мире быстро становится все менее и менее определенной, инновации не просто облегчают бремя существования, они жизненно необходимы для нашего будущего. Пространство инноваций при этом отнюдь не ограничено техническими изобретениями, пожалуй, гораздо более масштабное явление — социогуманитарные изобретения и технологии. Однако техногенная цивилизация исчерпала себя, о чем свидетельствуют глобальные кризисы — экологический и антропологический.
Однако даже в рамках одного цивилизационного типа инновационные процессы в различных обществах протекают с разной степенью интенсивности и успешности. В конце 1999 года немецкое консалтинговое агентство опубликовало доклад об уровне инновационной активности в 13 основных развитых странах «Звезды инноваций». Британия была на шестом месте после США, Канады, Швейцарии, Германии и Японии. Считается, что у британцев хороший творческий потенциал, но с воплощением идей в жизнь, а именно с инновациями у них ладится не очень. У них нет культуры творчества, которая делает инновацию естественной, интуитивной. Однако их инновационные проекты занимают второе место по вложенному в них труду. Британцы неэффективно используют больше сотрудников, чем кто бы то ни было, и в то же время они не считают, что инновации так уж важны (во-первых, из-за классовой структуры общества; во-вторых, из-за системы образования). Пример успешной инновационной деятельности, благодаря своим культурным особенностям нам демонстрирует Япония. Корпорации там на удивление успешно внедряют инновации, несмотря на многие организационные особенности, которые на Западе гарантировали бы провал. Многие из самых успешных за последние 50 лет инновационных корпораций Японии одновременно и крупнейшие старейшие компании. При этом консерватизм в Японии считается одной из опор общества. Прошли годы, и на Японию уже смотрят как на страну, у которой западные корпорации могли бы многому научиться. Хотя условия послевоенной Японии значительно отличались от условий США или развитой европейской экономики, и то, что лежит глубже, в основе японской инновационной культуры, перенести в неяпонскую среду отнюдь не легко. Во-первых, в послевоенное время японские фирмы просто должны были внедрять инновации, у них не было иного выхода. Несколько локальных войн в регионе, сильная международная конкуренция, многочисленные в Японии экономические кризисы, все более нестабильный рынок — все это заставило японские компании начать инновационную деятельность просто для того, чтобы выжить.
Во-вторых, японская культура придает большое значение обучению на практике. Со времени появления дзен-буддизма японцы хорошо осознали единство тела и разума. Поэтому японские менеджеры высоко ценят учение, активно берутся за новое дело, подробно и много о нем думают. На Западе, наоборот, обучение ассоциируется преимущественно с академической деятельностью. У знания, полученного на практике, статус ниже, чем у приобретенного в образовательном учреждении или в библиотеке. В-третьих, японское общество ставит коллектив выше личности. Японские фирмы охотно исследуют новые знания, поступающие от поставщиков, клиентов, посторонних специалистов, даже конкурирующих фирм. Они непревзойденные мастера в усваивании таких знаний, изменении и обогащении их — в соответствии с целями и задачами собственной компании. Как известно, это чувство коллективной ответственности распространяется в Японии на отношения как между людьми, так и между компаниями. Инновации в Японии прочно опираются на личную преданность сотрудников, их тождество с компанией и ее деятельностью. Создать в западной компании такой же уровень лояльности и преданности сотрудников почти невозможно. На Западе трудно воспроизвести любой из этих трех факторов.
Между тем исследователи констатируют тот факт, что в современной России уровень легитимности инновационной деятельности заметно ниже, чем в европейских странах. Значительная часть предпринимательской активности направлена не на рост производства, а на личное обогащение. Определенную роль здесь играют как национальный характер и специфическая культура России, так и объективные условия реформ. За время существования тоталитарной системы погибли или были высланы из страны многие нестандартно и творчески мыслящие люди. Преобладало идеологизированное мышление, был выработан стереотип «одностороннего» мышления, которое являлось единственно правильным. В настоящее время сказывается общая усталость людей от продолжающихся уже длительное время масштабных, радикальных и быстрых перемен. Человек чувствует себя комфортно тогда, когда интенсивность изменений не превышает определенный пороговый уровень. В России этот уровень, по-видимому, давно и заметно превышен. Не только многие работники, но и руководители испытали на себе существенные негативные последствия реформ. Это привело к возникновению у них отрицательной установки на любые новшества. К субъективным факторам можно отнести в целом невысокие трудовые и деловые качества россиян, сниженный уровень массовой морали, слабую действенность общественного мнения. Но главная причина недостаточного развития инновационной активности россиян — вялость и неэффективность реформаторской деятельности правящей элиты. Таким образом, инновационность общества напрямую зависит от культурных норм и ценностей, стимулирующих производство инноваций в различных сферах жизни общества, или, наоборот, препятствующих ей. ТЕМА 4. МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА (4 часа) 1. Методы активизации творческого мышления. 2. Стимулирование инновационной активности в организации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |