КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы активизации творческого мышления
Сегодня новаторская работа рассматривается как организованная деятельность, а инновация рассматривается как процесс, которым обязательно нужно управлять. Более 90 процентов всех эффективных нововведений составляют нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде. Основой инновационной деятельности, безусловно, является творческое мышление. Как и любое мышление, творческое мышление лучше всего работает, если оно дисциплинированно. Таким образом, чтобы быть эффективным, творческое, инновационное мышление должно быть поставлено на службу четко определенной цели, и работать по четко установленным правилам. Рассмотрим основные приемы организации творческого мышления. Первым из вышеназванных приемов по праву считается метод мозгового штурма (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), который также называют отцом всех приемов творческой деятельности. Его создателем является Алекс Осборн. Будучи капитаном одного из американских кораблей во время второй мировой войны, он выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказывать свои варианты решения задачи противодействия торпедным атакам японских эсминцев. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, — сказал он, — мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она отклонится от цели, то есть от корабля. Несмотря на то, что, на первый взгляд, это предложение кажется совершенно абсурдным, но на его основе позже был сконструирован силовой гидравлический аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся торпеды. Торпеда по мере приближения к кораблю теряла скорость, и струя воды изменяла ее траекторию, что давало возможность избежать попадания торпеды в корабль.
После войны Осборн стал инженером. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение». Благодаря колоссальному таланту Осборна продавать идеи у мозгового штурма в 50-60-х годах появились многочисленные последователи как в США, так и в других странах. Суть мозгового штурма как методики состоит в следующем. Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по заранее определённому руслу. Такое мышление называется свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам и самому себе всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Установлены четыре простых правила для проведения успешного мозгового штурма: 1) Критика исключается. Идеи критикуются после, а не во время штурма. 2) «Езда без правил» приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую. 3) Мы хотим еще! Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи. 4) Сочетайте и улучшайте. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, сочетания или изменения идей других членов команды. Помимо есть четыре основных принципа. · Беритесь за дело — не ждите, пока на вас снизойдет вдохновение. · Сосредоточьтесь на цели занятия, на том, чего вы хотите добиться. · Будьте внимательны — убедитесь, что вся команда думает в одно и то же время в одном и том же направлении. · Сконцентрируйтесь — держитесь и не сдавайтесь, даже если идеи не приходят в голову. Из этого видно, что, несмотря на свободу и отсутствие ограничений в процессе генерации идей, сам мозговой штурм должен быть хорошо спланирован.
Другим методом активизации творческого мышления посредством использования свободных ассоциаций является метод бисоциации Артура Кестлера. Он исследовал то, что он назвал «бисоциативным мышлением», ассоциации, которые создает разум, воспринимая одну и ту же ситуацию или идею «в двух внутренне согласованных, но обычно не совместимых между собой системах координат». Простейший пример бисоциации — игра слов, когда разум воспринимает оба значения слова одновременно. Специально создавая бисоциации, активно используя для этого метафоры, мы можем стимулировать творчество. Примерно в то же самое время, что и Кестлер, свои основные идеи опубликовал другой ученый — Эдуард де Боно. Он предложил идею так называемого, «всестороннего подхода». В мыслительных процессах Де Боно различает «вертикальный подход» и «всесторонний подход». «Вертикальный подход» — это обычное логическое мышление. Оно постепенно идет от проблемы к решению. С помощью вертикального подхода ищут правильный ответ. Чтобы получить его, правильным должен быть каждый этап решения. Классический пример вертикального подхода — решение арифметической задачи. «Всесторонний подход» — это когда мысль скачет с одного на другое. Его цель найти не правильный ответ, а новую идею. Следовательно, правильность действий на каждом этапе для всестороннего подхода не важна. Его цель не решить, а найти нечто новое. Классический пример всестороннего подхода — видеть, что два не похожих на вид предмета на самом деле похожи. Хотелось бы отметить, что мыслительные процессы, описанные Де Боно как «вертикальный подход», отражают работу левого полушария человеческого мозга, которое формально-логически упорядочивает информацию и функционирует на основе установления однозначных связей между предметами и явлениями. А «всесторонний подход» — работу правого полушария, отвечающего за образное мышление, для которого характерны многозначность и многогранность связей, свобода от альтернатив, приводящих к неразрешимым конфликтам, свободное ассоциирование. Благодаря перечисленным характеристикам активность правого полушария открывает новые возможности для поиска и решения задач. Таким образом методика, предложенная Де Боно, является реалистичной стратегией для повседневного применения и направлена на активизацию деятельности правого полушария.
Некоторые техники пытаются использовать принцип мозгового штурма «больше, значит лучше». Они исходят из того, что большое количество идей, возникших более или менее механически, даст хоть какое-нибудь сырье для производства действительно интересных, новых идей. К методиками подобного рода относятся морфологический анализ и его разновидность ТРИЗ. Морфологический анализ как техника творчества был впервые разработан в 40-х годах 20 века швейцарским астрономом и астрофизиком, работающим в области ракетных исследований — Фрицем Цвики. Суть морфологического анализа состоит в следующем. Он обычно означает создание сетки или матрицы из трех или более переменных и изучение всех комбинаций. Инновационная команда, ищущая возможности запуска на рынок нового продукта, могла бы установить переменные, например, производственные процессы, рынки, сырье и поместить их друг против друга на сетке или модели. Какие-то комбинации дали бы уже существующие продукты, другие могли бы предложить новые идеи: возможную или еще неопробованную комбинацию, процесс, сырье или рынок, которые могли бы привести к успеху продукта. Хотя это не совсем творчество, но оно придает упорядоченность творческому мышлению. В 40—50-е годы необычный вид морфологического анализа (ТРИЗ) был разработан в СССР. После окончания «холодной войны» он начал приобретать все большую известность. Его автором был Генрих Саулович Альтшулер — советский инспектор-патентовед. На основании постоянных исследований тысяч патентов он объявил об открытии моделей, лежащих в основе всех изобретений. В 1948 он написал письмо Сталину, в котором критиковал неспособность советского государства стимулировать изобретательскую активность, и сразу же был приговорен к 25 годам лагерей. В лагере он продолжал обдумывать свою идею и создал систему ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач»). В 1954 году, после смерти Сталина, его освободили, и он начал публиковаться. Однако в 1974 году он снова поссорился с властями, ТРИЗ ушел в подполье, и Альтшулеру пришлось зарабатывать на жизнь научно-фантастической литературой. ТРИЗ перешел на легальное положение только с началом перестройки. Но с тех пор он неуклонно завоевывает все большую аудиторию по всему миру.
В основе ТРИЗа лежит диалектический материализм. В каждой системе происходит борьба противоположностей; противоречия разрешаются по мере развития системы. Поиск новых идей — это постоянный процесс выявления конфликтующих противоположностей в ситуации и последующее обнаружение способа их примирения. Метод систематизирован на основе принципа помещения исследователем проблем в матрицу или сетку, чтобы исследовать по ней любую из множества парных противоположностей. Альтшулер заявляет, что открыл принципы, управляющие таким диалектическим развитием; их можно освоить, и творчество станет менее спонтанным и более систематическим. Еще одна методика, порожденная правилами мозгового штурма — это синектика. Но синектика начинает работать тогда, когда заканчивается мозговой штурм. С одной стороны, она развивает идеи Алекса Осборна, а с другой — она более систематизирована. Синектику разработали Уильям Гордон и Джордж Принс. Гордон записывал на пленку процесс работы инженеров-конструкторов и обнаружил, накануне прорыва к открытию команда входит в совершенно особое психологическое состояние. Так холодный объективный анализ проложил путь увлекательному и метафорическому стилю работы, который Гордон назвал «пылким». Гордон ввел ряд правил для стимулирования «пылкого» стиля мышления. Наиболее существенное из них — использование метафоры. Важным элементом в занятии по синектике является «экскурсия», которая уводит команду от «цели как ее понимают», то есть желаемой инновации, на метафорический ландшафт, где эта цель может предстать в новом неожиданном свете. Например, лидер группы может взять какой-нибудь пример из исходной ситуации и попросить свою команду привести примеры того же рода, но в абсолютно другом контексте. Мост может стать жестом дружбы; автомобильный двигатель может превратиться в местный праздник или производить деньги вместо того, чтобы обеспечивать движение вперед. Суть синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое — знакомым, а привычное — чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций: 1) отождествления самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины; 2) поиска сходных, похожих явлений и процессов в совершенно иных, часто весьма неожиданных областях знания и практики; 3) использования поэтических образов и метафор для формулирования задач; 4) фантастической аналогии, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы природы. Синектика остается одним из самых систематических подходов к творческому мышлению. Она получила большую поддержку в промышленных и деловых кругах. Обобщая вышесказанное, можно заметить, что за десятки лет, прошедшие со времени изобретения метода мозгового штурма, было разработано множество других методик для творческого мышления. Все они в той или иной мере посвящены специальному стимулированию ассоциативного мышления. В основном они действуют по трем направлениям: 1) конструирование ассоциаций; 2) использование переносов, метафор; 3) оспаривание или выворачивание наизнанку предвзятых мнений, которые лежат в основе нашего мышления.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |