Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ взаимоотношений и СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Читайте также:
  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. III. Дифференцированное применение различ­ных форм и средств физического воспитания в за­висимости от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
  3. III. Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права.
  4. Java, JavaScript и проблема безопасности
  5. VI. Проблема класифікації прав
  6. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  7. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
  8. АЛЬМОР» (сокращённо от – «Альтернативные модели развития»).
  9. Анализ внешних и внутренних факторов кризисного развития организации (предприятия).
  10. Анатомо-физиологические особенности глаза у детей
  11. Анатомо-физиологические особенности системи дыхания у детей
  12. Аномалии развития брюшины и ее производных

Материалы к изучаемым темам

К Теме 1.

1. Содержание понятий «общение», «взаимодействие», «детские взаимоотношения», «сотрудничество».

Общение –взаимодействие двух или более людей, обменивающихся информацией.

Взаимодействие - процесс взаимного влияния людей друг на друга, построенный на взаимном решении общих задач, интересов, совместной деятельности.

Взаимоотношения - система межличностных связей, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.

Старшие дошкольники – стремятся к общению со сверстниками, проявляют активный интерес к ним, появляются дружеские отношения (избирательность к сверстникам), проявляют эмпатию, стремятся к признанию и уважению сверстниками.

Начальная социально-коммуникативная компетентность – готовность детей решать задачи общения и сотрудничества, проявлять доброжелательность, стремление к справедливости и взаимопониманию во взаимоотношениях со сверстниками.

Структура детских взаимоотношений: когнитивный компонент (сверстник – партнер общения, представления о правилах, нормах и способах взаимоотношений и взаимодействий), эмоциональный компонент (эмоциональные отзывчивость, поддержка, переживание), поведенческо-деятельностный компонент (умение следовать правилам общения, вести диалог, проявлять взаимопонимание).

Показатели развития взаимоотношений детей: постоянство в общении, проявление доброжелательности к другим детям.

Сотрудничество – обдуманная согласованная деятельность участников для решения задач при общем взаимопонимании и переживании за результат совместной деятельности.

Психологическая структура сотрудничества(аналогична структуре общения): коммуникативная сторона – обмен информацией между участниками совместной деятельности; интерактивная сторона – организация взаимодействия между участниками (обмен знаниями, идеями, мыслями); перцептивная сторона – процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

 

2. Основные направления исследований по проблеме взаимодействия детей друг с другом.

2.1. Первое направление - изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И.Лисиной(З.М.Богуславская, Л.Н.Галигузова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, В.Г.Утробина и др.).

Авторы отмечают, что развитие общения и взаимодействия детей между собой совершается поэтапно и зависит от организующих воздействий взрослого Выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста:

- эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка), когда ребенок, в основном, ждет от сверстника соучастия в шалостях, забавах и жаждет самовыражения. Ведущим мотивом здесь выступает личностно - деловой (эмоциональная разрядка). Первая форма общения способствует развитию представлений ребенка о своих возможностях, благоприятствует расширению диапазона эмоций - и положительных, и отрицательных, способствует развертыванию инициативы детей;



- ситуативно-деловая (4 -6 лет) - сверстник становится предпочитаемым партнером в связи с расцветом ведущей деятельности дошкольников -сюжетно-ролевой игры. Основным содержанием потребности в общении становится стремление детей наладить между собой деловое сотрудничество. Значение этой формы общения заключается в развитии самосознания, творческого начала и любознательности ребенка;

- внеситуативно - деловая (6 -7 лет). Эта форма общения складывается у немногих детей, но ее элементы отчетливо вырисовываются у всех дошкольников данного возраста. Их сотрудничество, как и ранее, наиболее полно проявляется в совместной игровой деятельности, но не столько в сюжетно-ролевых, сколько в играх с правилами. Они помогают детям понять сложность и разносторонность отношений между людьми, осознать общие правила и нормы поведения, а также познать себя, свои возможности. В этом возрасте возникают и избирательные отношения между сверстниками, первые дружеские взаимоотношения.

Согласно концепции М.И. Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одними из важных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ взаимоотношений и СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. III. Дифференцированное применение различ­ных форм и средств физического воспитания в за­висимости от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
  3. III. Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права.
  4. Java, JavaScript и проблема безопасности
  5. VI. Проблема класифікації прав
  6. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  7. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
  8. АЛЬМОР» (сокращённо от – «Альтернативные модели развития»).
  9. Анализ внешних и внутренних факторов кризисного развития организации (предприятия).
  10. Анатомо-физиологические особенности глаза у детей
  11. Анатомо-физиологические особенности системи дыхания у детей
  12. Аномалии развития брюшины и ее производных




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.132.10
Генерация страницы за: 0.014 сек.