Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второе направление - изучение межличностных отношений детей (Я.Л.Коломинский, А.Д.Кошелева, Т.А.Репина, Т.В.Сенько и др.)

В рамках данного подхода выделяются социометрические исследования, направленные на выявление существующих в группе детей предпочтений. Было установлено, что в старших возрастных группах детского сада уже существует относительно устойчивая и дифференцированная система межличностных отношений.

Существует ряд близких социометрическим исследованиям педагогических работ, посвященных изучению общения детей в группе (Л.В.Артемова, Т.А.Репина, А.А.Ройяк, Р.К.Терещук,Т.И.Бабаева, Т.А.Березина и др.). Результаты исследований показали, что с возрастом расширяется круг общения дошкольников со сверстниками, увеличивается его длительность, интенсивность при этом в реальном взаимодействии детей выделяются популярные и непопулярные дети. Авторы рассматривают особенности положения детей в системе межличностных отношений, показывают пути преодоления неблагоприятного положения детей и установления положительных отношений. Раскрывается роль организованной взрослым совместной деятельности детей по интересам для установления избирательных,положительных отношения между детьми в дошкольной группе.

 

2.3. Третье направление – изучение развития сотрудничества в дошкольном возрасте. В данное направление вошли исследования возможностей дошкольников к сотрудничеству в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде.

Подчеркивается, что для развитие игровой деятельности ребенку нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками дети учатся сообша, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности (Л.А. Венгер, Р.А. Жуковская, А.Д. Кошелева, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова и др.).

Исследования показывают, что становление совместной игры детей с ровесниками возможно уже в младшем дошкольном возрасте. Для него характерно диадное взаимодействие. Полноценное развитие игры может проходить только при условии передачи детям на протяжении всего дошкольного возраста постепенно усложняющихся способов игровой деятельности.

Б) Исследования взаимодействия в трудовой совместной деятельности детей, (Р.С.Буре, Г.Н.Година, М.В. Крулехт, А.Д.Шатова и др.). Традиционная концепция ориентирует взрослого прежде всего на формирование нравственных, коллективистических качеств детей;

Современные исследователи большее внимание уделяют развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде, по-прежнему делая акцент на коллективных формах организации. Таким образом, и в том, и в другом случаях признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда, как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.

В работах Г.Г. Кравцова,и Е.Е Кравцовой, Т.И. Бабаевой, Гуткиной и др. рассматривается влияние общения и взаимодействия детей друг с другом на психологическую готовность к обучению в школе. Авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром: отношения к взрослому, отношения к сверстнику, отношения к самому себе.

В сфере общения ребенка со взрослым и сверстниками важнейшими изменениями, характеризующими наступление готовности к школьном у обучению, являются развитие произвольности, самостоятельности. Специфические черты этого вида общения — подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, понимание позиции взрослого в общении, способность действовать в условных ситуациях (игра «Да и нет не говорить»)

Исследование Т.И. Бабаевой и Л.С. Римашевской доказало, что развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности происходит успешно при реализации поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей последовательное освоение детьми усложняющихся моделей сотрудничества и возможность самостоятельного, вариативного их использования адекватно поставленным образовательным задачам.

Логика эффективного развития сотрудничества проходила в несколько этапов: 1 этап - формирование ориентационной основы для освоения опыта детского сотрудничества (нацелить детей на общую эмоционально-положительную установку на сотрудничество со сверстниками

2 этап - формирование базовых, содержательно-деятельностных основ развития детского сотрудничества (освоение детьми 3 моделей сотрудничества, в которыех на разном содержании формируются умения принимать общую цель деятельности, участвовать в представлении собственных действий и предложений, совместно планировать процесс решения образовательной задачи, координировать и регулировать действия свои и партнера, совместно оценивать результат работы, соотносить его с поставленной целью);

3 этап - свободное использование детьми моделей сотрудничества.

.

Т.И. Бабаева и Л.С. Римашевская,основываясь на работах психолога Л.И. Уманского и выделили 3 модели сотрудничества для детей старшего дошкольного возраста:

а) Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок-участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата.

Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.(например, коллективная аппликация «Новогодние игрушки,», ставится общая цель,каждый участник самостоятельно выбирает и делает аппликацию игрушки,затем, все работы объединяются на общем панно).

б) Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого, что требует взаимной регуляции между ними. По этому принципу действует «производственный конвейер».

в) Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой – открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов.(Известная ситуация «Рукавички»,взаимодействуют 2 детей, при этом каждый ребенок делает одну рукавичку, но они должны составить пару по размеру, узору, цвету. Это требует большой координации действий между детьми)

5. Психолого-педагогическая диагностика особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками (см. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников М., Центр педагогичсского образования, 2007)

Мониторингв ДОУ,СПб. 2011.

Бабаева Т.И. Римашевская Л.С.Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду.СПБ. 2012

Совместная деятельность открывает большие возможности для изучения состояния детских взаимоотношений. В такой деятельности возникают взаимоотношения дошкольников как по поводу ее предметного содержания (например, определения темы и содержания игры, сюжета, игровых действий, ролей, игровых материалов; или изготовления определенной поделки, отбора материалов, инструментов, процесса создания поделки и т.п.), так и эмоционально-нравственных проявлений детей как партнеров.

5.2. Методы диагностики:

Диагностика детей: беседы с детьми о совместной деятельности со сверстниками и правилах сотрудничества; модифицированный вариант социометрической методики «Секрет» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина) – изучение положения старшего дошкольника в группе и стремление к сотрудничеству со сверстниками; наблюдения свободного взаимодействия и в специально организованных диагностических ситуациях, диагностические ситуации («Праздничная открытка» - парное сотрудничество, «Листопад» - правила и способы сотрудничества в подгруппе; «Строим мост» - умение вести деловой диалог); экспериментальные ситуации с имитацией моделей сотрудничества – изучить реальное взаимодействие детей между собой («Составим картинку», «Причал», «Перчатки»). Диагностические ситуации позволят смоделировать совместную деятельность, а достижение цели вызовет у детей необходимость в сотрудничестве между собой.

Диагностика педагогов - Анкетирование педагогов о значении сотрудничества в дошкольном возрасте (отбор содержания для совместной деятельности детей на занятиях; отбор детей для выполнения совместного задания; методы и приемы для стимулирования проявления желания и интереса детей к совместному выполнению задания; регулирование взаимодействия дошкольников в совместной деятельности, способы педагогического влияния, оценивание детей).

5.3. Критерии оценки (комплексный показатель) сотрудничества дошкольников:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема развития взаимоотношений и сотрудничества детей старшего дошкольного возраста | Принятие общей цели
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.