Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и последствия пожаров на объектах промышленных и горных предприятий

Современное состояние и уровень пожарной безопасности в Украине.

Основные термины и определения.

План лекции

Причины возникновения пожаров.

Современное состояние и уровень пожарной безопасности в Украине.

Тема №1. Основные понятия, термины и определения.

Лекция №1

Государственное высшее учебное заведение

В развитии ребенка.

Соотношение биологических и социальных факторов

 

Развитие психики формируется поэтапно. Созревание психических функций, их качественное преобразование и совершенствование происходит на каждом последующем возрастном этапе. Нарастает активность, осознанность и целеустремленность деятельности по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические потребности перерастают в произвольные. Формируется произвольное внимание, осмысление восприятия, отвлеченное мышление, логическое мышление. Все это есть результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок.

Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.

 

“Национальный горный университет”

Кафедра АОТ

доц. Алексеенко С.А.

 

 

Вводная лекция №1

по дисциплине: “Пожарная безопасность и горноспасательное дело”

 

Днепропетровск

 

1. Введение. Понятия и значение дисциплины “Пожарная безопасность и горноспасательное дело”.

Рекомендуемая литература

 

Основная:

1. Основи охорони праці: навч. посібник / В.І. Голінько. – Д.: Національний гірничий університет, 2010. – 271 с. (глава 3.5. Пожежна безпека. – С.228-258).

2. Голинько В.И., Алексеенко С.А., И.Н. Смоланов. Аварийно-сательные работы в шахтах: Учебное пособие. – Днепропетровск: Лира ЛТД. – 2011. – 480 с.

3. Смоланов С.Н., Голинько В.И., Грядущий Б.А. Основы горноспасательного дела (учебное пособие для студентов высших учебных заведений). – Днепропетровск: Изд-во НГУ – 2001. – 274 с.

4. Євстратенко І.А., Ошмянский І.Б., Євстратенко Л.І. Гірничорятувальна справа на гірничорудних підприємствах – Кривий Ріг, Діоніс (ФО-П Чернявський Д.О.), 2012. – 338 с.

Дополнительная литература

1. Булгаков Ю.Ф. Тушение пожаров в угольных шахтах. – Донецк: НИИГД, 2001. – 280 с.

2. Костенко В.К. Предупреждение и тушение подземных эндогенных пожаров в труднодоступних местах: монография /В.К.Костенко, Ю.Ф.Булгаков, С.В.Подкопаев и др. – Донецк: Изд-во «Ноулидж», 2010. – 253 с.

3. Болбат И.Е., Лебедев В.И., Трофимов В.А. Аварийные вентиляционные режимы в угольных шахтах. – М.: Недра, 1992. – 208 с.

4. Зарецкий А.Д. Менеджмент пожарной безопасности технологических процессов: учебное пособие. Краснодар: КСЭИ, 2011. – 278 с.

5. Закон України “Про пожежну безпеку “ (Відомості Верховної Ради, 1994, №5, ст. 21).

6. Правила пожежної безпеки для підприємств вугільної промисловості України. НАПБ Б.01.009-2004. – ТОВ “Промдрук”, 2005. – 336 с.

7. КД 12.07.403-96. Разработка проекта противопожарной защиты угольных шахт. Методика. Донецк, НИИГД, 1997. – 120 с.

8. Пожежна безпека. Нормативні акти та інші документи. Т.1. – Київ, 1997,- 560 с.; Т.2. – Київ, 1997, 448 с.; Т.3. – Київ, 1997, - 448 с.

9. Стандарты СОУ

 

1. Введение. Понятия и значение дисциплины “Пожарная безопасность и горноспасательное дело”

Начало ХХІ века для Украины характерно активным преобразованием в различных сферах – в экономике, технологии и организации производства, образовании, социально-гуманитарном развитии и др. Но наряду с появлением принципиально новых возможностей в способах производства продолжают эксплуатироваться достаточно изношенные производственные фонды, что при нехватке средств их модернизации является постоянным источником опасности возникновения аварий и аварийных ситуаций, чреватых разрушением конструкций и массовой гибелью людей.

Преобразования (изменения), происходящие в нашем обществе, закономерно влекут за собой необходимость модернизации и образовательной системы, обновления содержания традиционных дисциплин учебных курсов, а также введение новых, потребность которых диктуется жизнью. При подготовке специалистов по охране труда в горном производстве одной из базовых дисциплин профессионального цикла является «Пожарная безопасность и горноспасательное дело».

Дисциплина ПБ и ГСД состоит из двух частей: «Пожарная безопасность» и «Горноспасательное дело».

Это дисциплина, которая изучается с целью формирования у будущих специалистов с высшим образованием необходимого в их дальнейшей профессиональной деятельности уровня знаний и умений:

– правовых и организационных вопросов пожарной безопасности и горноспасательного дела;

– нормативно-правовых актов по ПБ и ГСД;

– современного представления о причинах возникновения и особенностях развития пожаров на промышленных предприятиях и в угольных шахтах и рудниках;

– способов и средств обнаружения и предупреждения пожаров и других видов аварий;

– способов и средств тушения пожаров;

– правил пожарной безопасности для предприятий угольной промышленности Украины;

– положения о порядке расследования подземных пожаров на угольных шахтах;

– инженерно-технических мероприятий по противопожарной защите шахт и рудников;

– деятельности подразделений ГВГСС по предупреждению аварий и подготовке шахт к их ликвидации;

– обеспечения противоаварийной устойчивости шахт (правильного выбора эффективного аварийного режима проветривания шахты или рудника);

– горноспасательного оснащения и техники;

– способов и средств самоспасения и спасення людей в шахтах и рудниках при экстремальных ситуациях.

Цель дисциплиныПожарная безопасность и горноспасательное дело” дать будущим специалистам в области охраны труда теоретические знания и практические навыки, которые необходимы для выполнения работ по обнаружению, предупреждению пожаров и других видов аварий; уменьшению последствий в случае их возникновения; по организации борьбы с пожарами техническими средствами, применяемым для этой цели.

Вопросами пожарной безопасности промышленных предприятий занимается Украинский научно-исследовательский институт пожарной безопасности (г. Киев), горноспасательного дела и пожарной безопасности горных предприятий НИИГД и ПБ (Научно-исследовательский институт горноспасательного дела и пожарной безопасности), находящийся в г. Донецк.

Пожарная безопасность – это положение объекта, при котором с заданной вероятностью исключается возможность пожара, а в случае его возникновения обеспечиваются условия для выявления пожара, ограничения его распространения, ликвидации пожара и защиты людей и материальных ценностей.

Основными направлениями обеспечения пожарной безопасности является ликвидация условий возникновения пожара и минимизация его последствий. Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предупреждение пожара, действия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

 

К таким факторам, согласно ГОСТ 12.1.004-91, относятся:

1) пламя и искры;

2) повышенная температура окружающей среды;

3) токсичные продукты горения и термическое разложения материалов и веществ;

4) дым;

5) пониженная концентрация кислорода.

 

Вторичными проявлениями опасных факторов пожара считаются:

1) детали частей поврежденных аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

2) радиоактивные и токсические вещества и материалы, выброшенные из поврежденных аппаратов и установок;

3) электрический ток, связанный с переходом напряжения токоведущие элементы строительных конструкций, аппаратов и агрегатов вследствие повреждения изоляции под действием высоких температур;

4) опасные факторы взрывов, связанных с пожарами;

5) огнегасящие вещества.

Пожарная безопасность обеспечивается благодаря созданию системы мероприятий пожарной профилактики и активной пожарной защиты.

 

Горноспасательное дело является одной из подотраслей горного дела, охватывающая научные основы, технику и организацию по спасению людей, застигнутых аварией или аварийной ситуацией в горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятиях (шахтах и рудниках, их поверхностных комплексах, обогатительных фабриках, карьерах, разрезах, плавающих земснарядах, драгах и др.), а также профилактику и ликвидацию подземных аварий на этих объектах, которые угрожают жизни и здоровью людей, функционированию горных объектов в целом.

 

Горноспасательное дело – это система правовых, организационно-технических и медико-профилактических способов и средств, направленнях на спасенне людей при чрезвычайных ситуациях, которые возникают на горных предприятиях; предупреждение и ликвидация аварий и их последствий на этих предприятиях; устранение которых связано с применением специальных способов защиты и оборудования.

 

Обеспечение пожарной безопасности промышленных предприятий, в том числе и угольных шахт, является важной и неотъемлемой частью государственной деятельности по охране труда. Многолетний опыт тушения подземных пожаров в Украине и за рубежом убедительно показывает, что уровень технического совершенства пожарной техники наряду с человеческим фактором зачастую оказывает решающее значение на исход тушения подземного пожара.

 

Пожар – не контролированное горение вне специального очага, которое распространяется во времени и пространстве и наносящее материальный ущерб.

В зависимости от размеров материального ущерба пожары делятся на особенно большие (когда ущерб составляет от 10000 и больше размеров минимальеой зароботной платы) и большие (убытки достигают от 1000 до 10000 размеров минимальной заработной платы) и другие. Вместе с тем пожары не ограничеваются только материальным ущербом, связанным с уничтожением или повреждением основных производственных и непроизводственных фондов, товарно-материальных ценностей, личного имущества населения, затратами на ликвидацию пожара и его последствий, на компенсацию пострадавшим и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные закономерности нормального и анормального развития | Подземные пожары
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.