КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Планирование деятельности предприятия
1.Понятие планирования и его технология 2.Хозяйственная стратегия предприятия. 3. Бизнес – план предприятия и порядок его составления. 1. Планирование – это разработка и корректировка плана, предвидение, обоснование, конкретизация и описание деятельности хозяйствующего субъекта на ближайшую и долгосрочную перспективу. Планирование является одной из функций управления предприятием. План – необходимое условие своевременной подготовки всех ресурсов для организации производства. Это также основа контрактов между предпринимателями и его деловыми партнерами, основа коммерческого успеха предприятия. Содержание плана определяется в первую очередь его назначением, но любой план должен содержать в себе следующие основные элементы: – цель деятельности (предприятия в целом или его структурных подразделений), выраженная количественно и конкретно системой установленных показателей; – средства достижение цели; – методы и сроки увязки целей и средств; – этапы и сроки выполнения работ; – исполнители; – методы, этапы и средства контроля достижения плана. Технология планирования предлагает трехэтапную работу над составлением плана предприятия. Первый этап планирования заключается в анализе необходимой информации. Внешняя информация включает сведения об экономической и политической ситуации, конъюнктуре рынка, правовой среде и т.д. Внутренняя информация – это сведения о ресурсах (производственных мощностях, численности и составе персонала, обеспеченности оборотными средствами), а также о других составляющих внутренней среды предприятия (структуре управления, технологии производства, хозяйственной стратегии и др.) Второй этап планирования – подготовка проектов отдельных частей плана (планов различного функционального назначения, планов структурных подразделений) по следующему алгоритму: – определение и обоснование целей и задач; – установление конкретных показателей и заданий для исполнителей; – детализация заданий по видам работ, рабочим местам и срокам исполнения; – расчет затрат и результатов реализации плана на весь период планирования. Третий этап – взаимная корректировка частей плана до полной сбалансированности по ресурсам и времени исполнения. Формируется план как динамичная система взаимосвязанных производственных, технологических, экономических, организационных и социальных мероприятий, направленных на достижение основной цели предприятия. Структура планов предприятия определяется его административно-хозяйственной структурой и функциями. Классификация планов: 1) по срокам исполнения различают оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические; 2) по функциональному назначению на предприятии составляются производственные, коммерческие, финансовые, инвестиционные планы, планы по труду и развитию персонала и др.; 3) по уровням управления предприятием различают общефирменные, цеховые планы, планы работ отделов и лабораторий, участков и бригад; 4) по видам изделий и работ составляются планы по продукции проектируемой, находящейся в процессе освоения и освоенной производством. Виды планов, разрабатываемых на предприятии, определяются: – размерами предприятия (на малых предприятиях система планов проще, чем на крупных и средних); – отраслевой принадлежностью, продолжительностью производственного цикла и жизненного цикла продукции (отраслях с длительным циклам производства применяют планирование на более длительную перспективу, в отраслях с часто меняющейся номенклатурой продукции – преимущественно краткосрочное планирование). Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. В долгосрочных, текущих и оперативно-календарных планах разрабатываются одни и те же показатели (перечень продукции, расходы, сроки, исполнители и результаты) с разной степенью детализации. Все они определяют промежуточные задачи на пути достижения стратегических целей. Самыми детальными и конкретными являются оперативно-календарные планы, задача которых состоит в обеспечении согласованной работы всех подразделений и работников предпрития в каждый момент времени (наличия производственных заданий, исправного оборудования, материалов и т.д.). Задачей стратегического планирования является формирование общей идеи будущего развития предприятия и определение средств ее достижения. В стратегическом плане не приводятся конкретные показатели результатов работы, ресурсов и точные сроки исполнения вследствие их неизбежной корректировки. 2. Формирование хозяйственной стратегии представляет собой процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели. Выбор хозяйственной стратегии зависит от таких внешних факторов как уровень конкуренции в отрасли, общая экономическая ситуация в стране (в частности, уровень инфляции), экономическая политика правительства, сравнительные преимущества национальной экономики на мировом рынке, от внутренних факторов, связанных с производственными, коммерческими и финансовыми возможностями самого предприятия. Хозяйственная стратегия предприятия, таким образом, тесно взаимосвязана с его конкурентоспособностью. В зависимости от уровня конкурентоспособности различают: – предприятия, занявшие определенную рыночную нишу, – предприятия, следующие за лидером, – компании передовых систем управления, – компании мирового уровня, опережающие конкурентов по всем параметрам. Хозяйственные стратегии можно подразделить на два типа: 1) Стратегии первого типа направлены на расширенное воспроизводство капитала и получение долгосрочной прибыли, предусматривая повышение эффективности производства на постоянной основе, крупные инвестиции в производстве, перестройку систем управления, переподготовку кадров, изменение в сбытовой сети. К первому типу относятся стратегии минимизации издержек производства, увеличения доли рынка, инвестиционного программирования НИОКР (создание новых рынков инвестиционных товаров и услуг). 2) Стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей и максимизацию краткосрочной прибыли путем маневрирования имуществом предприятия, спекуляций на финансовом рынке, искусственного завышения цен на продукцию. В долгосрочном плане такие стратегии могут привести к снижению конкурентоспособности компании. Ко второму типу относятся стратегии искусственного завышения издержек производства, перекладывание издержек на потребителя, манипулирование инвестиционным портфелем, имитационного программирования НИОКР (обновление ассортимента за счет «косметических» улучшений уже внедренной на рынок продукции). Процесс разработки и реализации, хозяйственной стратегии включает в себя следующие этапы: 1) определение миссии организации, т.е. основной цели или причины ее существования; 2) формулировка целей, детализирующих миссию (цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и ориентированными во времени); 3) оценка и анализ внешней среды, т.е. экономических, политических, международных, рыночных, технологических и иных факторов, влияющих извне на деятельность компании; 4) анализ сильных и слабых сторон компании или управленческое обследование ее преимуществ и недостатков в области маркетинга, производства, финансов, кадров, внутрипромышленной культуры и имиджа; 5) анализ стратегических альтернатив и выбору стратегии; 6) реализация стратегии, оценка и корректировка. 3. Бизнес-план – это комплексный план развития предприятия, определяющий цели и направления его хозяйственной деятельности, содержащий экономическое обоснование затрат и результатов деятельности предпрития, его производственных и финансовых возможностей, коммерческого успеха. Назначение бизнес-плана – обоснование эффективности инвестиционных проектов привлечения к сотрудничеству инвесторов и иных деловых партнеров, определение перспектив реализации продукции предприятия, разъяснение задач, стоящих перед персоналом организации по достижению ее целей. Краткий бизнес-план – это документ широкого пользования, не содержащий коммерческой тайны, в котором в концентрированной форме излагаются содержание проекта развития предприятия. Полный бизнес-план предоставляется ограниченному кругу лиц, пользующих доверием фирмы и включает следующие разделы: резюме (обзорный раздел), анализ рынка, сущность проекта и характеристика фирмы, производственный план, инвестиционный план, финансовый план, оценка риска и заключение об эффективности проекта и возможностях его реализации. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий на 1-2 года период реализации проекта. Основными требованиями к его составлению являются: четкая структура документа, достоверность приводимой информации и обоснованность экономических показателей, ясность изложений и наглядность представленных материалов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |