Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция№6: «Контроль и надзор в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Защита прав потребителей в сфере ЖКХ»




Органами, осуществляющий контроль и надзор в сфере ЖКХ являются Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба финансово- бюджетного надзора, прокуратура и другие органы, выполняющие определенные функции в данной сфере.

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей не регулируются гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. По общему правилу отношения, регулируемые ФЗ "О защите прав потребителей" [20], могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности (применительно к сфере ЖКХ):

1) из договоров найма жилого помещения (в том числе социального найма) в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится соответствующее жилое помещение, предоставления или обеспечения предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

2) из договоров подряда (бытового, строительного, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

3) из договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи, когда в качестве продавца соответствующего вида энергии (электричества, воды, газа, тепла) выступает энергоснабжающая организация.

В настоящее время все граждане, проживающие как в приватизированных, так и неприватизированных квартирах в многоквартирных жилых домах, считаются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При оценке договорных отношений, фактически сложившихся в сфере ЖКХ, особое внимание следует уделять рассмотрению обстоятельств отключения граждан-потребителей от источников электроэнергии, тепла, воды и т.д. Подобные действия, как правило, либо осуществляются в качестве соответствующей "меры воздействия" на недобросовестных плательщиков жилищно-коммунальных услуг, либо являются следствием неоплаты ресурсоснабжающим организациям оказанных ими коммунальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 541 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для целей, прямо определенных ст. 55 Конституции РФ.

Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обеспечение потребителей жилищно-коммунальных услуг надлежащим теплоснабжением, электроснабжением, холодным и горячим водоснабжением для исполнителя обязательно.

В соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

Единственным основанием для перерыва (прекращения, ограничения) в подаче гражданам указанных энергоресурсов могут служить необходимость проведения плановых или неотложных работ в системе энергообеспечения, а также стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, не зависящие от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий (в частности, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом).

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества услуг, повышать их потребительские свойства и не допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания.

Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей ответственности определены ст. 1095 - 1098 ГК РФ). В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара либо исполнителем услуги независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Единственным основанием, освобождающим в этой связи продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей гражданско-правовой ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, согласно может служить доказанный им факт действия непреодолимой силы.

Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ. Поскольку все требования, связанные с соответствующим возмещением вреда, носят имущественный характер, при их неудовлетворении в добровольном порядке спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ). При этом участие территориальных органов исполнительной власти в судебной защите прав потребителей регламентировано ст. 46, 47 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ). Права потребителей, являясь составной частью прав человека и гражданина, в соответствии с Конституцией РФ признаются и гарантируются государством.

ФЗ "О защите прав потребителей" установил следующие права потребителя:

- на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества;

- на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителя;

- на получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об их продавцах (изготовителях, исполнителях);

- на просвещение и на государственную и общественную защиту интересов потребителей.

Доказывать и подтверждать свои права потребитель не обязан, его права установлены законодателем. Потребитель должен только изъявить намерение воспользоваться тем или иным правом, а в случае нарушения прав потребителя воспользоваться предложенной законодателем защитой в соответствии с действующим законодательством.

Возможность предъявления требований по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) альтернативно:

1) безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

2) соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги);

3) безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторное выполнение работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

4) возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Законодатель с учетом специфики выполнения работ и оказания услуг дифференцированно определяет возможные формы нарушения исполнителем сроков работы (услуги):

- несвоевременное начало выполнения работы (оказания услуг);

- медленное выполнение, из чего ясно - работа не будет выполнена в установленный срок;

- невыполнение работы в обусловленный срок, т.е. просрочка выполнения работы.

Под очевидностью невозможности выполнения работы в срок следует понимать явную невозможность, отсутствие которой должен доказывать исполнитель.

В случае данных нарушений потребитель вправе:

- назначить исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, а также федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей или неопределенного круга потребителей.

Во всех указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.

ГК РФ предусматривает общий и специальные сроки исковой давности (ст. 196, 197). Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.

Если для определенных отношений не установлены специальные сроки исковой давности, то применяется общий срок.

Истечение срока исковой давности само по себе не служит основанием для отказа в принятии искового заявления судом, но может послужить основанием для вынесения решения об отказе в иске.

Если срок исковой давности пропущен гражданином по причинам, признанным уважительными (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), суд в исключительных случаях может этот срок восстановить. Срок может быть пропущен в последние шесть месяцев срока давности или в течение срока давности, если он меньше или равен шести месяцам (ст. 205 ГК РФ).

В случае нарушения прав потребителей прежде всего необходимо составить претензию исполнителю.

В претензии указываются:

- лицо, которому адресуется претензия;

- лицо, подающее претензию;

- адресные данные;

- обстоятельства дела;

- предъявляемые требования.

Претензия составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр подается исполнителю, а второй остается у потребителя, причем на экземпляре потребителя исполнитель должен поставить отметку о принятии претензии к рассмотрению (дату и подпись принявшего претензию). Если исполнитель отказывается принимать претензию, можно отправить ее по почте заказным письмом с уведомлением. С момента получения претензии начинает исчисляться срок, установленный для удовлетворения требований потребителя. Согласно ФЗ "О защите прав потребителей" требования потребителя подлежат возмещению в десятидневный срок.

Организация контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг со стороны территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей должна предусматривать систему мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений потребительского законодательства.

Основанием для применения таких мер будут служить:

1) жалобы, обращения, заявления граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг;

2) соответствующие обращения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций потребителей, средств массовой информации;

3) мероприятия по контролю, проводимые в установленном порядке должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей.

 

 

Практические задачи:

1. Жихарев со всей семьей уехали в отпуск на один месяц. Возможен ли перерасчет платы за коммунальные услуги в отсутствии проживающих в жилом помещении?

Ответ: При отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 календарных дней подряд перерасчет платы за водо-, электро-, и газоснабжение осуществляется, если в квартире нет индивидуальных приборов учета по соответствующем видам коммунальных услуг.

2. Кулибин со всей семье уезжает отдыхать в санаторий на 2 месяца. Он желает произвести перерасчет платы за коммунальные услуги. Какие документы необходимы Кулибину?

Ответ: Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, к которому необходимо приложить документы с достоверностью подтверждающие отсутствие жильцов, в данному случае таким документом может являться путевки в санаторий.

3. У жительницы квартиры Захаровой не подается горячая вода. Она звонила диспетчеру, но никаких результатов уже 2 дня. Как Захарова может защитить свои права при некачественном оказании коммунальных услуг?

Ответ: Сообщая в аварийно- диспетчерскую службу о какой-либо проблеме, необходимо потребовать, чтобы диспетчер, принимающий заявку, сообщил сведения (фамилия, имя, отчество) о себе, и он обязан это сделать. Диспетчер обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или проверки качества. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении их ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

4. Мелихова уезжала в отпуск и не успела оплатить счет за электроэнергию за текущий месяц. Когда она приехала, то получила уведомление о прекращении подачи электроэнергии в случае неуплаты. Правомерно ли это?

Ответ6 Задолженность по оплате коммунальных услуг за один месяц не является основанием для прекращения или ограничения их предоставления. Это возможно только если имеется задолженность, превышающая 6 ежемесячных размеров платы, определённых исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг. Приостановление подачи услуг реализуется при проведении планово- предупредительного ремонта внутридомовых инженерных систем, выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам, использовании потребителем бытовых машин мощностью, превышающей разрешенные технические, неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель.

5. У Солнцева без предупреждения отключили дома электроэнергию, объяснив это тем, что имеется задолженность. Правомерно ли это?

Ответ: Нет, неправомерно. Чтобы приостановить предоставление коммунальной услуги, исполнитель направляют потребителю в письменной форме уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено. Если задолженность не будет погашена, то вводится ограничение подачи коммунальной услуги. Об этом потребитель предупреждается за 3 суток. Если по истечении 1 месяца со дня ограничения задолженность не погашается, то исполнитель имеет право полностью приостановить предоставление коммунальных услуг (за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения). В случае оплаты задолженности предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней.

6. Савичев живет в квартире на первом этаже жилого дома. Недавно Савичев решил заняться бизнесом и перевести данную квартиру в помещение под офис. Можно ли осуществить такой перевод?

Ответ: Да, можно. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается, если она расположена на первом этаже дома. Если квартира расположена выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, не являются жилыми, то перевод также возможен.

7. Малышкин, являясь собственником жилого помещения, по уважительной причине не мог принять участие в собрании собственников. На данном собрании было принято решение, с которым Малышкин впоследствии был не согласен. Какие действия может предпринять Малышкин?

Ответ: Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием, поскольку оно проходило с нарушением требований жилищного законодательства. Если собственник жилого помещения не принимал участия в собрании или голосовал против предложения и вынесенным решением нарушаются его права и законные интересы, то заявление об обжаловании может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня, когда указанный собственник узнал о результатах собрания. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голос указанного собственника не мог повлиять на итог голосования. Суд также может не удовлетворить заявление об обжаловании, если допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков собственнику.

8. Кузнецова обратилась в юридическую консультацию, с вопросом: кому могут быть предоставлены субсидии на оплату коммунальных услуг? Дайте ответ юриста.

Ответ: Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 22% от совокупного дохода семьи. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

9. Марченко намерена получать субсидии на оплату коммунальных услуг, но не знает: какие документы нужно собрать, чтобы обратиться с заявлением о получении субсидии на оплату коммунальных услуг. Дайте ответ юриста.

Ответ: Для получения субсидии необходимо заявление с приложением следующих документов:

- копии документов, подтверждающих принадлежность проживающих в квартире лиц к одной семье (с предъявление оригинала, если копия нотариально не заверена);

- копии документов, подтверждающих основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

- документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;

- документы, подтверждающие доходы заявителя, членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели представляют декларацию о доходах;

- документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате;

- копии документов, подтверждающих право заявителя и членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

- копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству РФ.

10. Ульянов обратился в юридическую консультацию с вопросом: какие вопросы уполномочено решать общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме? Дайте ответ юриста.

Ответ: Общее собрание собственников в многоквартирном доме является органом управления, к его компетенции относится:

- реконструкция многоквартирного дома (расширение или надстройка), строительство хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений; ремонт общего имущества.

- правила пользования земельным участком, на котором расположен дом, в том числе введение ограничений пользования им;

- передача в пользование общего имущества в многоквартирном доме;

- выбор способа управления многоквартирным домом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.