Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. В периодизации этапов возникновения подходов к изучению феномена идеологии можно установить следующее:

В периодизации этапов возникновения подходов к изучению феномена идеологии можно установить следующее:

1. Социально-экономическая теория идеологии, связанная с именем К. Маркса. Отмечается, что данный автор внес важнейший вклад в теорию идеологий, поскольку в своем лице соединил ученного и общественно-политического деятеля. В частности Маркс разоблачал идеологию как ложное мышление, не применял данный термин к собственной системе воззрений, а трактовал марксизм как научную теорию социализма. Напротив, он использовал данную категории для разоблачения своих политических противников, в частности, он критиковал как идеологов тех, кто называл капитализм обществом свободы, где у каждого человека есть право определять свою собственную судьбу, свободно заключать любой договор благоприятный для своих интересов. Таким образом, социально-экономическая трактовка феномена идеологии по Марксу состояла в том, что она определялась как рационально мыслительная конструкция, скрывающая реальные экономические отношения господства и подчинения. Идеология – есть ложное сознание, отражающее материальные и жизненные отношения, личность мыслит в категориях класса, которому она принадлежит и только отдельные представители интеллигенции могут выйти за рамки этой предопределенности и создать науку противоположную идеологии.

2. Аксиологический подход в лице Фридриха Ницше. В учении Ницше содержались идеи о зависимости духа, языка, мышления не от места в системе общественного производства как у Маркса, а от принадлежности к касте, потомственной аристократии или плебейским массам, то есть, говоря о разных типах мышления, Ницше использовал понятия аристократической и демократической культуры. Ценности данных культур являются противоположными, ибо аристократическое - есть знак хорошего, знатного, боговозлюбленного, наконец, счастливого. В культуре демократической есть все что равно: отверженные, бессильные. Идеология у Ницше есть система ценностей, вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами, поэтому аксиология первична, а само бытие – онтология есть ценность. Системы ценностей не являются ложными сами по себе, вырабатываемые кастой господ являются истинными построениями, а система ценностей подчиненных каст ложны, ибо руководствуются принципами пользы.

3. Психологический подход. Согласно логике Фрейда идеология – есть ментальные, то есть рациональные конструкции, скрывающие бессознательные импульсы человеческой психики. Напомним, что человеческая психика есть айсберг, а термин сознание указывает лишь на верхушку этого айсберга, поэтому он призывал исследовать все то, что находится ниже порога сознания, а именно неосознанные процессы в психике. Фрейд понимает бессознательное как такие психические процессы, которые проявляются активно, но в то же время не доходят до сознания переживающих их лица. По мысли Фрейда идеология формируется правящим классом, то есть элитой для осуществления функций управления и манипулирования массовым сознанием.

4. Социологический подход. Мангейм, развивая социологию знания, подчеркивал, что мышление вообще и в том числе научное происходит в социально обусловленной атмосфере и задача социологии знания соотнести духовные образования с социальными позициями их носителей. Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей все же полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Для него социальное бытие есть определяющие стиль разных эпох и может строиться не только вокруг экономического фактора, но и вокруг религиозного фактора как это было в средние века.

5. Во второй половине 20го столетия продолжается разработка теории идеологии, что нашло свое отражение в концепции «деидеологизации» и воззрениях франкфуртской школы. Концепция деидеологизации разрабатывается в условиях стартовавшей НТР, в частности, американский социолог Шиле выдвинул лозунг конца идеологий и в 1960 году выходит книга «Конец идеологии» Белла. Основные теоретические положения данной концепции были заимствованы у неопозитивизма и социологии знания. Сторонники деидеологизации противопоставляли науку и идеологию, ибо наука обладает объективно истинным знанием, в то время как идеология выражает субъективные социально-классовые интересы. Липсет утверждает, что идеологии к середине 20го века утратили идейную состоятельность и современное индустриальное общество способно решать свои проблемы вне идеологических догм, то есть, фактически концепция деидеологизации – есть бунт рационалистического сознания против иррациональных идеологий, который позволил отойти от трактовки идеологии как исключительно ложного сознания. Если сознание ложно, то крах идеологии неизбежен.

6. Под впечатлением новых социальных движений был и Белл и Липсет признали ошибочность концепций деидеологизации, а в 70е годы как реакция на развернувшиеся в мире демократические и освободительные движения возникла концепция реидеологизации, которая возвеличивала роль идеологии в общественном развитии.

7. В этот период разворачивается критика франкфуртской школы. Данное направление (франкфуртская школа) уделяло большое внимание влиянию культуры на идеологию. Хабермас писал, что вся философия франкфуртсов по существу пермоментная критика идеологии. В 30е 40е годы они в основном критиковали Мангейма, если он объяснял ложность взглядов идеолога групповым характером его интересов, то Адорно в своей статье «Идеология» утверждал, что ложность сознания нужно объяснять ложностью самой действительности. Кроме того, Адорно и Хабермас проводили различие между формой и ролью идеологии в буржуазном обществе 19го века и поздним капиталистическим обществом. Как отмечали авторы, в 19м веке идеология в первую очередь была политической теорией, зато теперь идеология – есть форма массовой культуры, она перестала быть теорией, все больше сращивается с пропагандой, формируя вкусы «человека-массы». Если ранее идеология рассматривалась как политическая теория, то сейчас она представляет собой инструмент, который может рассматриваться как манипулятор человеческого сознания, роль идеологии меняется, фактически идеологию необходимо отличать как политическую теорию и феномен массовой культуры.

8. В конце 80 годов трактовку идеологии предложил Матц, с его точки зрения, идеологиями являются такие системы ценностей, которые выходят на авансцену во время серьезных общественных кризисов, они выступают в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают большим ориентационным потенциалом, следовательно, автор предлагает идеальный тип идеологии, абстрагируясь от конкретного содержания, следующих друг за другом больших идеологий нового времени. Отличительными признаками идеологии являются: религиозная мотивация, революционность, прогрессизм.

9. В конце 80 годов 20 века широкую известность получает новое направление в изучении идеологии и ценностного сознания – медиология. Разрабатывает данную идею французский ученный Р. Дебре. Он считает, что мир материального производства все знают достаточно хорошо, но очень плохо известен мир, ценности идей и представлений, а именно данный мир сегодня, во многом определяющий, следовательно, медиология занимается анализом того, как идея превращается в материальную силу. Она изучает механизм действия, идеи на функционировании техники и особый способ включения техники в поле идеологий. Другими словами, медиология описывает механизм того как идеология становится властью.

 

Данное положение справедливо, так как не существует государства без идеологии, само государство подразумевает государственную идеологию, однако важным является изучение именно идеологической функции государства, поскольку она определяется природой государства, его сущностью и социальным значением, но это не противоречит тому, что идеология является атрибутивной составляющей государства.

Чтобы приблизиться к пониманию идеологической функции государства необходимо рассмотреть цели и задачи идеологии государства, в качестве цели выступают обеспечение государства и общества в конкретной форме, а задачами являются, во-первых, унификация ценностей, во-вторых, легитимация государственной власти, в-третьих, это снятие социальной напряженности, которая обеспечивается посредством использования правовой идеологии и позитивного права. Четвертая функция – это консолидация общества, мобилизация общества для достижения определенных целей, данная задача особенно актуализируется в условиях кризиса.

Обеспечение идеологии достигается несколькими механизмами (Смотри папку семинара по идеологии) (агитация, убеждение, принуждение).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2 | Тема: Политическая культура как основа общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.