КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.1. Административные средства (инструменты) государственного регулирования экономики Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связанные с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включаю меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия: в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль резко возрастает. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Наряду с административными средствами следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка, долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как: она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В раде случае правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними: часто следуют стимулирующие меры. 2.2. Денежно-кредитные и налогово-бюдждетные средства (инструменты) государственного регулирования экономики Экономические средства государственного регулирования подразделяется на инструменты денежно-кредитной и налогово - бюджетной политики. Основные средства денежно-кредитной политики – это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным: банком); б) установление и изменение размеров минимальных: резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых: странах несколько ослабела. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых станок, а также видов и размеров налоговых льгот. Налоги в ГРЭ — это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настаиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов. 2.3. Амортизационная политика в рыночной экономике. Механизм ускоренной амортизации Особую роль среди средств ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание, которые являются главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть, его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания, очистные сооружения) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов. Амортизация (от лат. amortisation- погашение) - исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направленных на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и переходит в цену. Производитель обязан накапливать амортизационные отчисления, откладывая их из выручки за продажную продукцию. Накопление амортизационных отчислений образует амортизационных фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздание изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений организации определяется в виде доли первоначальной стоимости объектов, предоставляющих основные средства. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации. Ускоренное амортизационное списание позволяет, сокращать долю налогов в прибыли так как по мере уменьшение балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в три раза налог платится, но по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза. Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены. В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а исключительно за счет самофинансирования происходит увеличение производственных мощностей. В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность продавать частично списанные основные средства и реализованные скрытые резервы, используя выручку для новых капиталовложений. Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций — освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения они лежать не могут). Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятии. Эффект заметен в годы благоприятной конъюнктуры, в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. В качестве инструмента государственного регулирования используются и. расходы бюджета на хозяйственные цели. Это, в первую очередь, государственные кредиты, субсидии и гарантии (поручительства), а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство, Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развитая капитализма; он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. 9.4. Государственное экономическое программирование Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, средне срочные и долгосрочные цели, определять порядок их достижения и органы, ответственные за исполнение, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная: сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направления научных исследований. Виды программ. Программы бывают национальные, среднесрочные, чрезвычайные и целевые. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования. Уровень развития государственного программирования в разных странах различный. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы, К самым старым целевым программам относятся регионально-энергетическая программа по освоению бассейна р. Теннесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции, программа хозяйственного развития юга Италии. Успешно выполняется международная долгосрочная целевая программа научных исследований «Эврика», в которой с недавнего времени участвует Россия. Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и приватизации в Восточной Германии после присоединения ГДР к ФРГ. Различия в степени развития программирования в отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые экономическая и социальная ситуация славят перед государством. Субъекты экономического программирования — государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ним. Программы разрабатываются специальным государственным органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если такового нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским органом. При этом министерство экономики, как правило, готовит проект самой программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие ответственность за исполнение. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка., союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов; создаются различные комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципом продления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении. 9.5. Механизм государственного регулирования (на примере политики цен) Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности ценообразование входит в число приоритетов ГЭП. Воздействие на цены служит целям ГРЭ конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могу иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые в данный: конкретный момент могут не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — оптимизации темпов и пропорции экономического развития и стабилизации социальной системы. Классическая: политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полкой свободы ценообразования никогда не было. Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы» таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, — вот далеко не полный перечень мер гос. регулирования цен. за последний 100—150 лет. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности. Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством; мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х — в 70-х гг. были созданы межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции. В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные- комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов. 9.6. Этапы становления государственного регулирования в рыночной экономике и границы его эффективности. Развитие государственного регулирования цен имеет исторического и логического последовательностей. Государство проводит поэтапную политику регулирования цен. Первичная форма государственной активности - наблюдение за ценами. Оно служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия по ценообразованию. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения пен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций. Главная цель наблюдения за ценами – это измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т. д. Косвенное влияние на цены оказывают все государственные регулирующие акции. 2 этап государственное вмешательство в процесс ценообразование осуществляется: 1.Санкционированное правительственными органами завышение издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и: отчислений в другие фонды. 2. Установление цен на так называемые акцизные товары. 3. Предоставление государственных субсидий. Один из видов таких субсидий - ценовые — предусматривают снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. 4. Установление «контрактных цен», которые затем становятся базовыми для отрасли. 5. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. 6. Воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии предоставление льготных, кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. 3 этап установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных и почтово-телеграфных, тарифов – для госсектора (ГС) примеры фиксации цен на товары и услуги является: искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. В негосударственном секторе фиксирование цен или установление пределов их повышения выполняются как типичное средство административного хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в условия рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспектах. Фиксирование цен используется в основном в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях но отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки. 9.7. Этапы развития государственного регулированиям экономики. Границы его эффективности Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов. Этапы ГРЭ: 1. Создание, общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денежного обращению строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях. 2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены. 3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и налогово-бюджетных средств регулирования хозяйства. Приватизации объектов государственной собственности. 4. Переход в раде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности. 5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования. 6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; деятельности в направлении наднационального программирования. На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолюте; размерах средств, которые оно готово использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП. Споры между неокейнсианцами и неолибералами позволили яснее понять степень необходимости, пределы допустимости, условия и средства ГРЭ. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х гг. в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященных количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственными за принятие экономико-политических решений. Характер и направления научных исследований в области ГРЭ за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале и середине 50-х гг. обсуждался вопрос «Регулировать или не регулировать экономик?», то позднее - «Какова должна быть степень этого регулирования?», далее «С какими целями, в каких направлениях и каким средствами надо регулировать?». Активизация сторонников монетаристской концепции привела к изменениям в арсеналах ГРЭ, но не отменила общих тенденций регулирования. Однако возможности ГРЭ не безграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих рапных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет ГС Но у государственных доходов и у ГС есть относительные границы роста. Существуют определенные относительные границы роста государственных доходов: - границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности; - социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних, слоев; -границы прироста ВВП (конъюнктурные границы). Ограниченны и возможности государственной собственности. ГС не может расти, захватывая, вес новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так: как это противоречит интересам частной собственности. Главная граница ГРЭ — возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал участвует в осуществлении государственной программы только в том случае, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества в реализации программы. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они всегда ограниченны. В то же время условия присвоения прибылей вне государственных программ постоянно меняются. Частный собственник индивидуально использует эти условия и принимает решения исходя из собственной оценки перспектив возрастания капитала. Перечисленные границы ГРЭ в условиях рыночного хозяйства носят относительный характер. В этих границах ГРЭ продолжает развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность. Механизм ГРЭ постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика ГРЭ оказалась достаточна результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |