Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус безработного




Порядок трудоустройства граждан.

Законодательство РФ предоставляет гражданам право на выбор места работы как путем прямого обращения к работодателю, так и путем посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве.

Процесс трудоустройства делится на две стадии.

Первая стадия – обращение в службу занятости. Гражданин вправе требовать подбора ему подходящей работы, а в случае её отсутствия постановки на учет, направления на профессиональное переобучение или выплаты пособия по безработице. Эта стадия завешается выдачей гражданину направления на работу или профессиональное обучение.

Направление органов службы занятости на работу не является обязательным для работодателей, но он должен объяснить в письменной форме причину отказа (по просьбе работника).

Вторая стадия – заключение трудового или ученического договора с организацией, которая указана в направлении трудоустраивающего органа.

Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления на работу, которые она дает, носят рекомендательный характер. Лишь в отношении инвалидов и несовершеннолетних они становятся обязательными.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости следующих документов:

1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

2) трудовой книжки или иных документов, подтверждающие трудовой стаж;

3) документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию (аттестат, диплом);

4) справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Инвалиды, кроме того, должны предъявить трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорт и документ об образовании.

Если органы службы занятости в течение 10 дней не смогли предоставить гражданину подходящую работу, то он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Если гражданину было отказано в признании его безработным, он приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через месяц.

Безработными признаются граждане, которые:

• являются трудоспособными;

• не имеют работы и заработка (дохода);

• зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

• ищут работу и готовы приступить к ней;

• не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане, которые:

• не достигли 16-летнего возраста;

• в соответствии с пенсионным законодательством РФ получают трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, либо пенсию по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

• отказались в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — дважды от получения профессиональной подготовки или от работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;

• не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

• осуждены к наказанию в виде лишения свободы;

• представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представили другие недостоверные данные для признания их безработными.

Гражданам, признанным безработными, предоставляются бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных образовательных учреждениях.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях, учебных центрах органов службы занятости в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. В период обучения по направлению органов занятости безработным выплачивается стипендия.

Для того чтобы незанятый гражданин мог быть признан безработным, он должен проявить желание работать и быть согласным на «подходящую работу».

Однозначная трактовка этого понятия потребовалась в связи с тем, что при признании безработным государство обязуется выплачивать пособие по безработице, а для того чтобы иметь основание на получение пособия, безработные граждане должны оказаться в положении, в котором невозможно подыскать подходящую работу.

Под «подходящей работой» понимается работа соответствующая:

1.Профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки. Профессиональная пригодность гражданина определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным дипломом, свидетельством; продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности), а так-же уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам.

2.Условиям прежнего места работы (за исключением общественных оплачиваемых работ).

3.Состоянию здоровья. Служба занятости должна принимать во внимание возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний при поиске рабочих мест. Для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).

4.Транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного

определяется органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

5.Заработку, который не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако необходимо отметить, что максимальный средний заработок определяется субъектом Российской Федерации.

Не считается подходящей (неподходящая) работа, если:

• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте РФ. Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок, ниже величины прожиточного минимума по субъекту РФ.

Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставление информации осуществляется органами по вопросам занятости бесплатно.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения службы занятости.

Государство установило права и обязанности для безработных граждан. Права, предоставляемые безработным гражданам, можно разделить на две группы.

1. Права в области зашиты от безработицы:

• на получение содействия государства в трудоустройстве;

• на получение помощи в организации своего дела;

• на временную, но гарантированную государством занятость.

2. Права на получение материальной поддержки в период безработицы:

• на пособие по безработице;

• на материальную поддержку на период временной нетрудоспособности;

• на досрочное оформление пенсии по старости;

• на иную материальную помощь.

Особо следует отметить гарантированную государством возможность участия безработных в оплачиваемых общественных работах, которые организуются муниципальными органами на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности (например, работы по озеленению города, по строительству детских садов и т. д.). В период участи безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получения пособия по безработице.

Обязанности безработного в основном сводятся к регулярной перерегистрации в органах службы занятости (не реже 2 раз в месяц) и недопустимости отказов от предложения подходящей работы.

Наряду с обладанием специальными правами безработный несет и дополнительные обязанности, за уклонение от которых может наступить ответственность, предусмотренная Законом о занятости:

1. Прекращение выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

• длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

• попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

• осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы.

2. Приостановление выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев в случаях:

• отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

• отказа по истечении трехмесячного периода безработицы соучастия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы:

• явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ и др. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

3. Сокращение размера пособия по безработице на 25 % на срок до одного месяца в случаях:

• неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

• отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице иди снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.