Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы социализации

Социализация человека осуществляется поэтапно. Первый этап – младенчество – от рождения до года. Это этап формирования доверия или недоверия к миру. Ведущей деятельностью на этом этапе является эмоциональное общение со взрослыми. Благодаря этому общению ребёнок осваивает нормы отношений между людьми. В этот период у ребенка ещё не сформировалось самосознание. В зависимости от характера воспитания, и особенно от обращения матери с ребенком, в этот период у него формируется либо позитивное, оптимистическое отношение к миру (если он получает качественный уход и имеет положительное и достаточное общение с матерью), стремление к жизни, либо отрицательное, недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти (если имеется дефицит эмоционального общения с матерью и оно носит негативный характер).

Второй этап – раннее детство (от 1 до 3лет) – этап формирования самостоятельности. Ведущей деятельностью является предметная, и соответственно на первый план выходит усвоение способов деятельности с предметами, выработанных обществом. Именно в этот период ребенок впервые начинает осознавать себя субъектом собственных действий и поступков (отделяя свои действия от действий других людей). Он говорит: “Я сам”, не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя другим (это моё). В этот период формируется автономия и независимость ребенка, он учится контролировать себя при выполнении основных бытовых действий. Родители при этом стараются регулировать степень автономии, используя стыд и наказание за неправильные действия. В оптимальном варианте должно соблюдаться определённое равновесие автономии и стыда и тогда развитие ребенка будет положительным, у него сформируется самостоятельность, автономия, опрятность, воля. Если же самостоятельность автономия ребенка будет чрезмерно подавляться, то у ребенка разовьются сомнения в своих силах, стыд, зависимость от других, которые затем могут генерализоваться.

Третий этап – дошкольное детство (3-7 лет) – этап выбора инициативы. Ведущей деятельностью является игра, с помощью которой ребёнок осваивает социальные роли, способы взаимоотношений между людьми. В этом возрасте развитие самосознания сводится к самооценке своих качеств. Если родители поощряют и развивают игровую активность ребенка, то тем самым они формируют правильное поведение ребёнка по отношению к внешнему миру – инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность. Если же в этот период родители не уделяют внимание играм ребенка, или подавляют его чрезмерной мелочной опекой, то у него формируются пассивность, неуверенность, конформность, чувство вины, подражательность.

Следующий этап, четвёртый – школьный возраст (от 7 до 14 лет), в том числе м ладший школьный возраст 7–10 лет, когда формируется самооценка). Основными видами деятельности являются учебная деятельность и общение со сверстниками. В этот период происходит освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности, освоение норм отношений между людьми. В этот период начинает формироваться т.н. Я-образ – относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими. В образ Я встраивается и отношение человека к самому себе. Протекание этих процессов также существенно зависит от метода и приемов воспитания и успешности учебной деятельности ребёнка.

Социализация ребёнка носит положительный характер, если в семье он получает положительную эмоциональную поддержку, в школе успешно овладевает знаниями, в коллективе сверстников пользуется уважением и одобрением.

Всё это воспитывает в школьнике уверенность в себе. Если же вышеперечисленные моменты (семья, учителя, сверстники) не дают положительной оценки учебной деятельности ребенка и вообще его поведения, то у ребенка возникает комплекс неполноценности, который может закрепиться у него на всю жизнь. Самым важным, пятым этапом социализации является юношеский возраст (14-25 лет). Его иногда делят на ранний (14-18 и поздний 18-25). Ведущей деятельностью здесь является выбор и освоение профессии, а также учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой человек не только усваивает профессиональные знания и навыки, но и осваивает нормы профессиональных, социальных, производственных отношений. Именно в этом возрасте завершается формирование устойчивого самосознания личности и её характера.

Кроме выбора профессиональной деятельности, второй проблемой этого возраста является поиск друзей, а затем и спутника жизни. Положительная социализация в этот период выражается в том, что человек находит своё Я, своё место в жизни, уверенно включается в определённую социальную и профессиональную группу. Ошибки в воспитании на предыдущих этапах, другие внешние и внутренние неблагоприятные факторы могут вести к отрицательной социализации и её негативным последствиям – тревоге, одиночеству, инфантилизму, асоциальному поведению, враждебности к миру и людям, когда человек не находит признания, своего места в обществе, уходит в себя, боится, избегает личного общения (особенно с лицами противоположного пола).

Социализация в принципе не заканчивается с формированием цельной личности в юношеском возрасте. Она фактически продолжается всю жизнь, поскольку в трудовой деятельности и в других сферах своей жизнедеятельности личность постоянно испытывает определённые воздействия окружающих людей и изменяется под их влиянием, хотя эти изменения опосредованы самосознанием личности (и как бы регулируются ею). Они также не носят такого резкого и ярко выраженного характера.

Особыми моментами социализации, да и жизни, являются т.н. критические возрасты, соответствующие переходам от предыдущей к последующей стадии социализации. Эти критические возрасты неизбежны и естественны, ибо они есть резкий и качественный переход от одного уровня социализации, развития личности к другому. Они сопровождаются отрицанием, пересмотром прежних форм поведения и отношений человека и возникновением новых, более высоких и соответствующими кризисами. Кризис- это резкий перелом в жизни Задача воспитателей в этот период – не упорствовать в своих старых отношениях к ребенку, а перестроить свои отношения в соответствии с изменившимся состоянием личности. Критические возрасты могут проявляться по разному – резко бурно, остро, если окружающие личность люди, воспитатели неверно на них реагируют. В жизни личности выделяют несколько основных кризисов. Родившиёся ребёнок испытывает кризис новорожденности. Затем – кризис 3-х лет – ребенок становится самостоятельной личностью и появляются симптомы кризиса 3-х лет:

· негативизм – ребёнок отказывается подчиняться требованиям взрослых,

· упрямство – ребёнок настаивает на своём требовании, решении,

· строптивость – протест против порядка, который существует дома,

· своеволие – ребёнок хочет делать то, что он сам решил делать,

· обесценивание взрослого,

· деспотизм.

В конце дошкольного возраста – кризис 7 лет. Дети начинают паясничать, манерничать, теряют непосредственность, замыкаются в себе, становятся неуправляемыми.

Подростковый возраст: 10–14 лет. В подростковом возрасте (10-14 лет) – кризис полового созревания. С началом полового созревания дети становятся агрессивными. Появляется склонность к крайним точкам зрением и конфликтам. Поведение становится неуправляемым. На 1-м месте – удовольствия. Но внутренне подростки очень ранимы. Появляется чувство взрослости. Самое главное – доверительность. Будут давить, приказывать – убежит из дома. Протестуют против командования открыто. «Если оставить общение подростков без вмешательства, то на этом поколении может остановиться цивилизация».

Предпочтительная позиция в общении – на равных.

В раннем юношеском возрасте (14–17 лет) – кризис 17-ти лет. С 15 до 18 лет – суициды. Пик тревожности. В то же время юность – пора напряжённых, порой мучительных поисков ответов на вечные вопросы о добре и зле, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, долга и свободы, прекрасного и ужасного и т. д. Характерен максимализм. Пренебрежительно относятся к старшему поколению. Высока подверженность влиянию ровесников.

Юноша ищет своё место среди других людей, в мире.

Он проходит через обособление и даже отчуждение от тех, кого любил, от близких людей, от своих родных. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твёрдое отстранение от родных, которые стремятся к сохранению прежних отношений с подрастающим сыном или дочерью [Мухина, с. 423]. Вспомним притчу о блудном сыне. Ещё хорошо, если юноша возвращается, конечно, душой, к родителям, а бывает, что и нет.

Затем наступает поздняя юность (19-25 лет). Это переход к зрелости (но зрелость только биологическая). Главные ценности: дружба, любовь, интимная близость; юноша стремится быть оригинальным; есть стремление к новому, решительность. Сохраняются максимализм и пренебрежительное отношение к старшему поколению. Наблюдается кризис идентичности: в сомнениях происходит выбор и проверка убеждений, стиля жизни, профессии, самоопределения, жизненных планов. Центральный период для становления характера, ценностных ориентаций, профессионального мышления и компетенции.

ЗРЕЛОСТЬ. Этот период жизни делят на три части:

- ранняя зрелость: 21–25 лет;

- средняя зрелость: 26–40 лет;

- поздняя зрелость: 41–55 лет.

Годы 21–23 – 30–35 лет называют молодостью. Молодость – пора ответственнейших решений: где работать и кем, с кем создавать семью, сколько иметь детей, какую карьеру делать – должностную или профессиональную, для женщин эти вопросы дополняются ещё одним: или же заниматься семьёй, детьми, быть надёжным «тылом» для мужа; где жить, как жить, как относиться к политике и обществу, в котором живёшь, От правильных ответов зависит вся будущая жизнь.

Молодость – пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания и решимости осуществить свои мечты. Всё кажется «по плечу». Молодым доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, они легко вступают в контакты, заводят друзей, много общаются, влюбляются, женятся, легко адаптируются к т новым условиям работы и совместной жизни с избранником.

Это также возраст наибольшей половой активности и оптимальное время для рождения детей. После 35 лет у женщин резко возрастает риск рождения неполноценного ребёнка. То же самое касается и мужчин.

После 35 лет наиболее часто встречающейся опасностью является вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна. Риск возрастает вместе с возрастом: для 20-летних матерей – 1 на 10 000, для 35-летних – 3 на 1000 и наконец, 1 на 100 для 40-летних [11]. Считается, что это и другие хромосомные нарушения проявляются у женщин старшего возраста потому, что их яйцеклетки тоже «не молоды» (каждая женщина рождается с их определённым запасом на всю жизнь).

Аристотель писал, что у мужчины старше 54 лет рождается плохое потомство – слабое, тупое, хилое, жалкое и недолговечное [Шопенгауэр, с. 409]. В свою очередь, и у них рождаются такие же дети – в большей или меньшей степени слабые, тщедушные, болезненные. Поэтому Аристотель советует, чтобы мужчина, достигший 54 лет, не производил детей.

Кризис 30 лет или кризис смысла жизни. Начинает мучить вопрос: а зачем всё это я делаю? А так ли я живу? Неужели это всё, что мне может дать жизнь? Короче, появляется какая-то неудовлетворённость.

Возраст 30–35 лет называют ещё переходным. Кстати, это возраст Христа – жил-жил, и вдруг сам начал жить по-новому и других учить.

Дети могут всячески давать знать, что они уже большие и сопротивляться присутствию матери в их жизни. Вечеринки – без родителей, и вообще ребёнок-подросток может сказать: «Не приходи туда, где буду я, а то уйду» [Абр., с. 613]. Женщина пробует изменить что-то в своей жизни – больше времени уделять работе, карьере. Социологи иногда называют такое поведение «кухонным бунтом» [Абр., с. 612].

У женщин «бальзаковского» возраста 30–35 лет – пик сексуальности, а у мужчин начинается спад сексуальной активности. Это всё отражается и на семье, она переживает первый семейный кризис (см. рис. в кн. Абрамовой, с. 585).

Первый пик разводов приходится на 7-й год совместной жизни (см. кн. Абрамовой).

В 33–35 лет человек вдруг начинает лихорадочно менять семью, работу, место жительства, хобби и т. д. [Полянцева].

После 35 лет молодых учёных, писателей, специалистов и т. п. уже не называют молодыми. И специалистов тоже. С 36 лет они уже не считаются молодыми.

А балерины вообще выходят на пенсию. Лётчики-испытатели также прекращают карьеру.

Возраст 35–40 лет считается жизненным водоразделом [Еникеев, с. 265].

Многие переживают очередной кризис – кризис 40 лет – кризис середины жизни. Он начинается с переосмысления прожитой жизни, её итогов.

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ: 55–65 ЛЕТ; СТАРОСТЬ: 65–75 ЛЕТ. Старческий кризис (переход от активной трудовой деятельности к доживанию, “отдыху”) – очередной пересмотр своего места в жизни, новое “самоопределение”, подведение итогов жизни.

Т. о., сначала общество творит личность, а затем сформировавшаяся личность творит, воспроизводит и развивает общество.

[Столяренко Л. Д., с. 649]: Типология студентов: гармоничный, профессионал, академик, общественник, любитель искусств, старательный, середняк, разочарованный, лентяй, творческий, богемный.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ [Псих. словарь Кондакова]

 

О Психопатах.

Происходит от греч. рsусhе – душа + раtos – страдание, болезнь. Термин ввел Кох в 1891 г.

Психопатия – неадекватное развитие личностных (эмоционально-волевых) свойств человека.

Специфика. Психопатов прежде всего отличает неадекватность эмоциональных переживаний, в частности склонность к депрессивным и навязчивым состояниям.

Обусловливание. В большом числе случаев детерминирована врожденной неполноценностью нервной системы (энцефалит, травма головы).

Виды. По современной классификации выделяются:

· ананкастная личность, которой свойственны неуверенность, постоянные сомнения, педантизм, сверхосторожность;

· астеническая личность, которой свойственны повышенная раздражительность и быстрая истощаемость, подлаживание к мнению других людей, пассивность, неготовность к повседневным трудностям;

· возбудимая личность, которой свойственны неадекватность эмоциональных реакций с бурными вспышками гнева, отсутствие контроля, конфликты, незаторможенный гнев;

· истерическая личность, которой свойственны впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм, лабильность аффекта, зависимость от других людей, гипертрофированная потребность во внимании и признании;

· паранойяльная личность, которой свойственны подозрительность, высокая самооценка, склонностью к сверхценным идеям, сверхвосприимчивость к неуспеху, восприятие действий других как враждебных, кверулянтское поведение, фанатизм;

· циклоидная личность, которой свойственны колебания настроения;

· шизоидная личность, которой свойственны бедность контактов, склонность к фантазиям, неспособность выражать чувства, холодность и отстранённость.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект | Тема 5: мозг, психика, организм, поведение и деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.