Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект




Лекция 10.

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Рисунок 8 – Соотношение понятий

Человек – отдельный представитель человеческого рода, вида Homo sapiens (человек – это родовое понятие).

Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями (рост, пропорции тела, цвет волос и глаз, темперамент).

Есть множество определений личности. В их числе:

Личность – 1. Это человек как носитель [Ожегов] устойчивых качеств и свойств, приобретённых в процессе жизни в обществе [Леонтьев], определяющих его поступки и поведение. Сильная, волевая, активная или пассивная личность.

2. Устойчивое множество характеристик, которые определяют общность и различие в поведении людей.

3. Конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием [Головин].

4. Системное качество индивида, определяемое включённостью в общественные отношения и формируемое в совместной деятельности и общении [Головин].

Критерии сформировавшейся личности [Гол.]:

· способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого; способность к сознательному руководству собственным поведением (воля);

· наличие иерархии мотивов.

Личность характеризуется [Головин]:

· активностью;

· направленностью (устойчивой, сравнительно независимой от ситуации доминирующей системой мотивов), в которую входят: интересы, склонности, убеждения и идеалы. Есть, например, тест, который выявляет направленность на себя (эгоист), на людей (альтруист), на дело, на отношения;

· наличием смысла в действиях.

Для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе (Я-концепция, Я-образ), установка на самого себя. Складывается она в процессах общения и деятельности и проявляется в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний.

Апелляция к самооценке и самоуважению – важный способ воздействия на личность при воспитании.

Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими способностями, присущими только ей.

Субъект (лат.)– человек, познающий внешний мир и воздействующий на него, в том числе на окружающих [А.Р.Т.] с целью подчинения своим интересам [СИС]. Субъектом может быть не только человек, но и организация или группа людей. Активный субъект, субъекты рынка. Т. е. субъект активен, и это отличает его от объекта.

Объект (лат. objectum – предмет) явление, предмет внешнего мира, на который направлены деятельность и внимание субъекта. Строительный объект, объект внимания, манипуляции, рекламы. Объект по отношению к субъекту пассивен, не воздействует на него.

 

Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта. Осуществляется в процессах воспитания, обучения, общения, игры. Начинается с первого контакта младенца с матерью.

Основные механизмы социализации:

1. Индентификация (самоотожествление я=ты).2. Подражание (воспроизведение поведения других людей).3. Убеждение.

4. Внушение (результат и такой процесс воздействия на психику человека, при котором информация усваивается без её осмысления и понимания, некритично).

Люди имеют различную внушаемость. Внушаемость – это характеристика человека, зависящая от ситуативных и личностных факторов. В общем-то нормальное свойство человеческой психики, но, будучи чрезмерной, может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное ей свойство – критичность.

К числу свойств личности, способствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности ( комплекс ), покорность, (забитость[8], затурканность[9], затюканность[10]), робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности («тормозной»). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: 1) психофизическое состояние субъекта – при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе; 2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности; 3) дефицит времени для принятия решения; 4) авторитетность источника информации.

В дальнейшем информация, усвоенная в процессе внушения, с большим трудом поддаётся коррекции. Она становится установкой, стереотипом. Человек не может объяснить, почему он что-то делает или имеет какое-либо мнение, но считает, что это правильно. Переубедить его трудно, потому что исходные знания основаны не на логике и не на понимании.

Внушаемость под влиянием группового давления, податливость – это конформность. Конформность – это характеристика личности, а само явление носит название конформизма. Противоположность конформности –нонконформность(явление называется нонконформизм). По-русски нонконформизм называется негативизмом. Негативизм – стремление непременно поступать наперекор позиции других людей, любой ценой и во всех случаях высказывать и отстаивать противоположную точку зрения. Почему человек себя так ведёт? Ведь это, по существу, бунт. Когда? Против чего?

«Золотой серединой» между конформностью и негативизмом является независимость – самостоятельность как способность вырабатывать собственное мнение, собственную позицию и придерживаться их, не поддаваясь психологическому давлению.

Психологическое давление – давление на психику – принуждение, насилие над чьей-либо волей, убеждениями вербальными и невербальными средствами (но не физическими). Используют: социальные ожидания, молчаливый или словесный укор, неодобрение, разрыв или угроза разрыва отношений, крик, грубость, резкость, придирки, разносы, унижения, оскорбления, угрозы, шантаж.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.