Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды психологической защиты

Читайте также:
  1. I. Концепция безопасности системы защиты
  2. I. Организационные защиты информации
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
  4. Автоматическая блокировка защиты
  5. Актуализация проблемы концептуальной, экологической невалидности методик, разработанных на западе, в контексте изучения российской социально -психологической реальности.
  6. Аппараты защиты
  7. Аспекты защиты
  8. БАРЬЕРНЫЕ ФУНКЦИИ ТКАНЕЙ И ФАКТОРЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА
  9. Виды защиты
  10. Вопрос 1. Способы защиты трудовых прав работников.
  11. Вопрос 3. Методы оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС



Первая часть – «Ид» (Оно), бессознательное – хранилище инстинктов: Эрос – это сексуальной инстинкт и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Ид» – резервуар бессознательной сексуальной энергии, названной Фрейдом либидо.

Основные разработки Зигмунда Фрейда

1. Структура личности.

2. Толкование сновидений.

3. Учение о фазах психосексуального развития ребёнка.

4. Учение о психологической защите.

Часть III Супер-Эго (Сверх-Я) сверхсознание Главный руководящий принцип – моральный (нельзя–надо и т.п.)
Часть II Эго (Я) сознание Главный руководящий принцип – принцип реальности
Часть I Ид (Оно) бессознательное Главный руководящий принцип – принцип удовольствия

Рисунок 6 – Структура психики (личности) по Фрейду

Личность, по Фрейду, состоит из трёх частей.

В переводе с латинского словоlibido означаетвлечение, желание, стремление. Фрейдом оно понималось как половое (сексуальное) влечение.

«Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, «Ид» действует согласно принципу удовольствия.

Кроме того, в «Ид» хранятся желания и импульсы, в которых человек не может себе признаться, т. к. это снизит его самооценку, и поэтому не пропускаются в сознание, но они не исчезают, эти мысли, а возвращаются в сознание, в оговорках, в снах и оказывают огромное влияние на выбор профессии.

Вторая часть личности – «ЭГО» (Я).Это – сознание, разум. Сознание содержит ощущения, переживания, мысли, которые сознаются в данный момент времени и потом переводятся на бессознательный уровень. ЭГО следит за тем, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивида и других людей. Сознание принимает решение, которые являются компромиссом между бессознательным и сознанием.

«Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» находит компромиссы между неразумными требованиями «ид» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Эго» — исполнительная власть личности.

Третья часть личности – «Супер-Эго». Эта часть развивается в процессе воспитания. Здесь содержатся нормы, идеалы, ценности, наши «надо» и «нельзя», и голос матери: “Так делать нельзя!” В процессе воспитания происходит интернализация (усвоение) родительских и социальных программ поведения, развивается наша совесть. «Суперэго» действует на основе морального принципа, при нарушении норм возникает чувство вины.

Совесть оценивает бессознательное влечение и любую другую поступающую информацию как приемлемую или неприемлемую. Неприемлемую не пропускает в сознание.



Согласно З. Фрейду человек находится в состоянии нескончаемого конфликта. Психика – это поле боя между непримиримыми силами инстинкта и рассудка (сознания). Поэтому теорию называют психодинамической.

Согласно психодинамическому подходу мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами.

Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу (9/10), расположенную под водой и не видимую, – бессознательное.

Инстинкты (Ид), разум (Эго) и мораль (Супер-эго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают интрапсихические (внутриличностные), или психодинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения влияют на личность и определяют многие аспекты поведения. Личность характеризуется тем, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

В норме адаптивное, адекватное поведение означает малое количество конфликтов или эффективное их решение.

Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющемуся поведению или к психическим расстройствам.

Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, поэтому Фрейд и разработал свой метод – психоанализ. Психоанализ в качестве метода исследования использует толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (т. е. чтобы произошёл катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

«Комплекс Эдипа» по Фрейду: у ребёнка-мальчика первым сексуальным объектом является мать. «Комплекс Электры»: у ребенка-девочки первым сексуальным объектом является отец.

Цель психоанализа: «Где было Ид, там станет Эго» – писал З. Фрейд.

«Первоочередной задачей психоаналитика является опознание защитного механизма» – таково мнение его дочери А. Фрейд, тоже психоаналитика.

 

 

Психологическая защита (ПЗ)

Психологическая защита – это защита психики, души человека, путём неосознаваемого или малоосознаваемого самообмана. Это защита от горькой правды, в том числе от самого себя. ПЗ – бегство от действительности. Целью является избавление от отрицательных эмоций и состояний, и сохранения душевного спокойствия. В настоящее время известно более 50 механизмов психологической защиты. Средства и способы самообмана называются видами или механизмами психологической защиты. Психологическая защита служит одной цели: охране человека от захлестывающей его тревоги, освобождению от нее – так считал: З Фрейд.

Фрейд рассматривал психологическую защиту в основном как средство борьбы с сексуальными запретными влечениями. Его дочь Анна Фрейд, проводившая психоанализ детской психики, открыла действие ПЗ и в других социально-неприемлемых и осуждаемых обществом в случаях – зависти, ненависти, ревности, а также при бессилии и фрустрации.

Зигмунд Фрейд открыл девять видов психологической защиты, а его дочь еще шесть. В настоящее время количество этих механизмов значительно возросло (см. кн. Трощий А. Р. Психологическая защита).

1. Вытеснение– процесс, в результате которого неприятные мысли, чувства, воспоминания и переживания изгоняются из сферы сознания в сферу бессознательного. В результате люди «забывают» психотравмирующие события.

2. Замещение– замена человека, который обидел, но силен и опасен, слабым и зависимым, с целью отреагирования отрицательных эмоций.

3. Образование симптомов: когда из-за действия психотравмирующего фактора возникают болезни, которые позволяют не делать того, чего не хочется.

4. Отрицание реальности – игнорирование реальности, а также ситуаций, несущих тревогу, на этапе восприятия. Мы отрицаем то, что нам неприятно, те реально существующие факты, которые могут вызвать отрицательные эмоции, психологический дискомфорт.

5. Перенос – чувства, желания, влечения, которые не могут быть выражены или удовлетворены, переносятся на другой, более доступный, объект.

6. Проекция – приписывание человеком своих собственных отрицательных качеств, мыслей, чувств, мотивов, вызывающих чувство вины, стыда и страха,другим людям.

7. Рационализация – самооправдание своего неуспешного поведения с помощью ложных, но правдоподобных причин.

8. Регрессия – психологический возврат на более ранние этапы жизни, вплоть до уровня шести лет. Бывает, что и до полного одичания.

9. Сублимация– преобразование энергии сексуального влечения, которая не может быть реализована, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности, прежде всего науки и творчества.

10. Формирование противоположных реакций: вместо вытесняемых мыслей и чувств выражаются полностью противоположные.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2127; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.55.5
Генерация страницы за: 0.007 сек.