КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды развития человека
Периодизация психического развития в онтогенезе Периодизация психического развития – это выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. Периодизаций существует несколько, единой нет, критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма.
В учении Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта. В учении З.Фрейда - направленность либидозной энергии (стадии психосексуального развития). У Э.Эриксона - центральные задачи возраста. У Д.Б.Эльконина - смена ведущей деятельности. Развивается не только психика, но и человек. Но что такое развитие? Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [Айсмонтас, с. 106].
Физическое развитие: изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическое развитие: изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др.). Психическое развитие: усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций. Социальное развитие: постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Духовное развитие: Осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
ФИЛОГЕНЕЗ – историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных; 2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Если говорить кратко, то филогенез – это развитие психики в процессе эволюции. Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, психология историческая (см. также социогенез), а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины. Основные проблемы при изучении филогенеза таковы: 1) выделение главных этапов эволюции психики животных – в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт – навык – интеллект, 2) выявление общих факторов эволюции – условий перехода от этапа к этапу; 3) выделение главных этапов эволюции форм сознания – в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; 4) установление соотношения основных этапов филогенеза – в частности, человеческой психики, и онтогенеза. Психика есть только у животных и человека. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое Немов Р. С. пишет, что есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи. Добавим, что не только свойство, но и продукт деятельности мозга. В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное (материя и сознание). И психика (как явление идеальное) существует независимо от материального тела. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению. Раздражимость – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией – звук, запах и др. Чувствительность возникает на базе раздражимости и представляет собой проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н. Леонтьев). Первые признаки жизни на Земле, согласно теории эволюции, появились 2–3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закреплённых свойств по наследству. Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это – нервная система. По мере её усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения (деятельности) и появление уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, сознания, рефлексии. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами. Учёные, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт её развития. Она, как и материя, существует вечно. В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими другими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это – психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 9672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |